Евгения Ильинична Гатилова (1921-2021 гг.) — советский скульптор-фарфорист, чья жизнь и творчество во многом определили художественное лицо Дулевского фарфорового завода. Ее статуэтки, посвященные советской жизни, отличаются высоким художественным уровнем, узнаваемым стилем, а потому экспонируются в крупных государственных музеях и украшают частные собрания.
Евгения Ильинична Гатилова
Евгения Ильинична родилась в 1921 году в небольшом селе Кшень в Курской губернии, в учительской семье, и с детства в ней проснулся интерес к образованию и творчеству. В 1927 году семья с маленькой дочерью переехала в Москву. Там Евгения Гатилова пошла в начальную школу. В 1939 году будущий скульптор поступила на подготовительные двухгодичные курсы в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), где училась у известного керамиста Бориса Николаевича (Бернгардовича) Ланге. В 1940 году она становится ученицей факультета монументальной скульптуры в институте. Среди преподавателей также были А.А. Дейнека, Е.А. Янсон-Манизер, С.С. Алёшин и другие прославленные мастера. К сожалению, в тяжелое военное время обучение пришлось прервать. Во время эвакуации МИПИДИ она осталась в Москве и работала контролёром в МОГЭС. За период обучения в институте Гатилова овладела навыками работы с формой и лепки, научилась создавать гармоничные и целостные композиции, что пригодилось ей в дальнейшей работе. Первоначально она создавала монументальную скульптуру для городской среды и общественных зданий, и этот опыт она в будущем перенесла в мелкую пластику, что придает ее композициям целостность и законченностью.
После войны Евгения Ильинична окончила институт с отличием по специальности «Художник декоративного искусства» и осталась работать на кафедре декоративной скульптуры. В 1951 году она последовала за мужем физиком-ядерщиком и переехала из Москвы, и потому в полной мере творчеством заниматься не могла, но продолжала создавать этюды из доступных материалов.
Источник: книга "Евгения Гатилова. Мастера советского фарфора"
В 1952 году Евгения Ильинична возвращается в Москву и устраивается работать в Художественный фонд СССР инструктором по живописи и графике. Тогда же она начинает активно участвовать в тематических выставках. За эти годы Евгения Ильинична испробовала различные материалы, например глину, дерево, шамот, но наибольший успех ей принес фарфор. Творчество Гатиловой сегодня неизменно ассоциируется с крупнейшим советским предприятием - Дулёвским фарфоровым заводом, где она успешно проработала более 35 лет. Ее творческий путь на заводе начался в 1956 году, когда она показала свои работы уже известному нам по статье о Дулевском фарфоровом заводе главному художнику П. В. Леонову, и он предложил ей поступить на завод.
Е. И. Гатилова за работой, 1957 г.
В середине ХХ века на Дулевском фарфоровом заводе сформировался новый подход к задачам разработки форм и росписей, соответствующих современным тенденциям и при этом не отрывающихся от народных традиций. Для посуды того времени характерны свежесть, интенсивность цвета, благородство. А статуэтки отныне могли занять место в быту обычного советского человека, отражая близкие ему сюжеты из городской и сельской жизни, литературы, балета. Для статуэток Дулевского фарфорового завода середины ХХ века характерна целостность и занимательность скульптурного образа, и творческая манера Е.И. Гатиловой полностью вписывалась в эту художественную концепцию.
А. С. Пушкин в кругу друзей, 1986 г.
Ее статуэтки отличает жизнелюбие, внутренняя содержательность, четкость и завершенность формы, отсутствие мелочности, привнесенные из опыта работы в жанре монументальной скульптуры.
Статуэтка "Письмо", 1960-е гг.
В творчестве Евгении Ильиничны мы встречаем многочисленные сюжеты из повседневной и общественной советской жизни: женщины, дети, спорт, сельский труд, политика. Ей блестяще удавались лирические образы советских девушек, отличающиеся правдивостью, скромностью и при этом возвышенностью («Ткачиха», «Птичница», «На этюдах», «Балерина», «Лучница»).
Статуэтка "Балерина", 1978 г.
Работала она и в жанре анималистики («Гепард с детенышем», «Лошадь с жеребенком»). Животных она изображает с большой любовью и чуткостью.
Евгения Ильинична запечатлела многих героев советского времени («В.И. Ленин и Н.К. Крупская», «В.М. Шукшин», «Александра Коллонтай», «Художник и мир его образов (А.Г. Сотников)», «Ирина Дерюгина»).
Некоторые ее работы посвящены русской литературе («Ассоль», «Вишневый сад», “М.Ю. Лермонтов в Пятигорске», «Три сестры»).
Статуэтка "Три сестры", 1978 г.
Не обошла она вниманием и мир сцены («Кукольный театр», «Эстрадная песня», «Клоунада»).
Гатилова предпочитала создавать простые формы и акцентировать внимание именно на самом фарфоре, на его белизне и гладкой фактуре, добавляя лишь легкие цветовые акценты без яркой полихромности. Силуэты её статуэток, даже многофигурных, просты и естественны за счет акцентных деталей. Гамма работ отличается деликатностью, предпочтением холодных оттенков, полупрозрачностью.
Cтатуэтка "Девочка с гусятами", автор Е.И. Гатилова, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1950-1960 гг.
Такова, например, «Девочка с гусятами», запоминающаяся трогательностью и чистотой, любовью к природе, а также «Девочка, входящая в воду», в которой запечатлено легкое, едва уловимое движение.
Статуэтка "Девочка, входящая в воду" (У ручья), автор Е.И. Гатилова, фарфор, роспись, золочение, люстр, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1961 г.
Особое место в своем творчестве она отводила женскому телу, обнаженной натуре, отражающей здоровье тела и духа. В музеях хранятся множественные наброски, посвященные женщинам.
Евгения Ильинична получила заслуженное признание в СССР и России. За участие в выставках она награждена множеством почетных дипломов. В известном советском журнале «Декоративное искусство СССР» ее творчество оценивается весьма высоко. В 2001 году во ВМДПНИ состоялась ее персональная выставка. В 2006 году Евгения Ильинична получила звание Народного художника России. Произведения художницы представлены в собраниях ГМК «Кусково», ГМЗ «Царицыно», музея Дулевского фарфорового завода, ВМДПНИ и других музеях, а также в частных коллекциях. Несколько уникальных работ являются гордостью нашей галереи «Однажды».