Даже самые неискушенные русской культурой наблюдатели при виде белой посуды, щедро расписанной синими орнаментами, уверенно скажут: гжель! Гжель таится за стеклом бабушкиного серванта, на дачных антресолях. Она легко узнаваема и разнообразна одновременно – и чайники, и подносы, и фигурки, даже настоящие декоративные элементы для дома в виде подсвечников.
Современное человеческое мышление так устроено, что с трудом выделяет частное из общего. Чем привычнее и обыденнее предмет - тем тише и незаметнее он для нашего любопытства. Между тем, тема гжели содержит множество интересных исторических и искусствоведческих примечаний. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, “Гжельский куст” – совокупность населенных пунктов, разбросанных недалеко от Москвы в направлении Мурома. Сосредоточены там почти 30 деревень. Нетрудно догадаться, что место произрастания “куста” изобиловало некогда редкой белой глиной, уникальные эстетические свойства которой замечал ещё Ломоносов. Академик писал, мол, нигде такой глины белоснежной не видел:
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
Пепельница с цветочным орнаментом, фарфор, роспись, Речицкий фарфоровый завод (Гжель), СССР, 1970-1980 гг.
Статуэтка "Иванушка и царевна-лягушка", автор Л. П. Азарова, фарфор, роспись, золочение, Турыгинский фарфоровый завод артели «Художественная керамика» (Гжель), СССР, 1970-1990 гг.
Вазочка с цветочным декором, фарфор, золочение, роспись, Турыгинский фарфоровый завод артели «Художественная керамика» (Гжель), СССР, 1950-1960 гг.
Глина действительно была уникальной, и первые русские фарфоровые изделия были получены химиком Дмитрием Виноградовым уже в 1740-е годы. Правда, первоначально в Гжели производились лишь утилитарные предметы быта и трубы, белая глина была найдена только в начале 1800-х годов. Основал первый фарфоровый и фаянсовый завод Павел Куликов.
Блюдце в форме листка украшенное рельефным изображением лимонов и цветочной росписью, фаянс, роспись, ЗАО "Объединение Гжель", Россия, 1992-2000 гг.
Набор из двух парных миниатюрных ваз, украшенных пейзажным декором, фарфор, роспись, Китай, 1980-2010 гг.
Периодом наивысшего расцвета Гжели принято считать вторую четверть XIX века, промыслов работало несколько десятков и все соревновались между собой, у кого тоньше получится фаянс и изысканнее роспись. Знаменитая роспись, конечно, отдельный вопрос, заслуживающий внимания. В современном виде, то есть, в виде кобальтовой растительной росписи и житийных сцен в монохромном, холодном синем цвете, гжелевая роспись стала существовать только во второй половине XIX века. Считается, что такое колористическое решение было позаимствовано у голландских мастеров, а те, в свою очередь, унаследовали такой стиль из Китая.
Новый бум Гжели пришелся на начало советской власти: производство монохромных изделий было возобновлено, художники стали участвовать в международных выставках. Не обошлось и без ярких экспериментов: так, на полках антикварной галереи “Однажды” сегодня можно найти экспериментальные экземпляры гжелевой росписи за авторством известной художницы - Людмилы Азаровой. Эти экземпляры сочетают в себе авангардную форму, непривычное обилие золота и традиционные гжельские изображения.
Подытоживая, можно сказать, что Гжель хотя и кажется распространенной, но выглядит в интерьере современно. Привычный прежде предмет, рассказавший свою удивительную историю, уже выглядит совсем иначе и перемещается с антресоли на видное место. Гжель выглядит лаконично зимой, предметы, декорированные кобальтовым узором, могут стать прекрасным украшением вашего новогоднего стола. И, наконец, небольшая подсказка от галереи “Однажды” – в вазочках из гжели очень к месту смотрится мимоза.
На фотографиях предметы из антикварной галереи “Однажды”