Рождение новой эры: государственный фарфоровый завод

В 1917 году, когда революционный вихрь перевернул судьбу России, Императорский фарфоровый завод, два века творивший для царских дворов, оказался в сердце перемен. Национализированный большевиками, он сбросил имперский титул и обрел новое имя — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Под этим знаменем он просуществовал до 1925 года, но именно этот краткий, бурный период породил уникальное явление — агитационный фарфор, ярчайшую главу в летописи русского искусства.

Агитационный фарфор стал частью грандиозного замысла советской власти — вдохнуть революционный дух в каждый дом. Визуальная культура, подобно могучему ветру, несла идеи нового мира. Старые памятники, воспевавшие монархию, рушились, уступая место символам страны Советов. Фарфор, некогда привилегия элиты, стал проводником идеологии в массы. Массовое производство, основанное на новых техниках формовки, сделало его доступным каждому, разрушая элитарность и возвышая образ советской власти. Сервизы с лозунгами и статуэтки героев революции оживляли быт, от коммунальных кухонь до заводских столовых, формируя эстетику нового общества.

Искры революции на фарфоровых полотнах

Перед ГФЗ встала задача: создать искусство, разрывающее связь с пышным барокко и строгим классицизмом империи. Во главе завода встал Сергей Чехонин, художник-визионер, чей талант сиял в живописи, театральных декорациях и графике. Его кисть превратила фарфор в полотно: посуда расцвела советскими лозунгами, где шрифт стал не просто текстом, а художественным гимном эпохи. Рядом с Чехониным творили мастера, такие как Михаил Адамович, чьи агитационные тарелки с портретами рабочих пленяли смелостью линий.

Но ГФЗ не отрекся от наследия. Помимо пропагандистских шедевров, завод создавал портретные вазы, жанровые статуэтки и скульптурные композиции, сохраняя мастерство веков. Статуэтка “Стенька Разин”, созданная Борисом Савицким во второй половине 1920-х и представленная на аукционе галереи “Однажды”, воплотила героический дух. Донской казак, возглавивший антицарское восстание, стоит в уверенной позе, его фигура, лишенная росписи, но богатая деталями — от прядей волос до текстуры камня-постамента — оживает, словно монумент, высеченный из времени.

Статуэтка "Стенька Разин", автор модели Б. Савицкий (1924 г.), фарфор, Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), РСФСР, 1924-1930 гг.

Ленинградский фарфоровый завод: новое имя, новые горизонты

В 1924 году завод стал Ленинградским фарфоровым заводом (ЛФЗ), а в 1925-м ему присвоили имя Михаила Ломоносова. Фарфор ЛФЗ формировал образ СССР не только для советских граждан, но и для мира. Статуэтка “Женщина Саратовской губернии” из серии “Народности России”, созданная Павлом Каменским, сияла на международных выставках, таких как Парижская 1937 года, поражая европейцев яркостью красок и задором танца. Женщина в национальном костюме, с руками на бедрах, словно застыла в вихре, ее шелковистая поверхность и теплые тона росписи излучали радость новой жизни.

Статуэтка "Женщина Саратовской губернии" из серии "Народности России", автор П. Каменский (юбилейная марка), фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1939 г.

ЛФЗ стал символом советского искусства за рубежом, соперничая с Севром и Веджвудом. Его изделия, от статуэток до сервизов, украшали павильоны выставок, демонстрируя мощь и красоту социалистической культуры.

Наталия Данько: гимн советской женщине

В сталинскую эпоху на сцену вышла Наталия Данько, чье творчество стало олицетворением советского идеала. Ее героини — женщины, полные силы и достоинства. Статуэтка “Работница, вышивающая знамя” запечатлела труженицу за алым полотном. Простота одежд, собранные волосы и ясные черты лица, оживленные мягкими красками, создают образ преданной гражданки. Гладкая поверхность фигурки, теплая на ощупь, передает ее живую энергию. Живые позы и гармоничные силуэты — подпись Данько на фарфоровых полотнах.

Статуэтка "Работница, вышивающая знамя", автор модели Н.Я. Данько, фарфор, роспись, золочение, Россия, 1980-1990 гг., Россия, 1980-1990 гг.

Рядом творили мастера, такие как Павел Каменский, чьи статуэтки серии “Народности России” славили многообразие СССР, и Софья Вельховская, чьи вазы с цветочными узорами украшали Дома культуры. Кружка “Молоко”, созданная Данько и расписанная Алексеем Воробьевским, с позолоченным убором и фантазийной росписью, завораживала нежностью. Повторенная на заводах от Тбилиси до Кисловодска, она стала символом универсальности ЛФЗ. Фарфор проник в повседневность: сервизы сияли на столах коммуналок, статуэтки оживляли полки, формируя эстетику нового общества.

Кружка декоративная "Молоко", скульптор Данько Н.Я., художник Воробьевский А.В., фарфор, роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.

Не менее примечательна ваза с цветочной росписью Софьи Яковлевой и Веры Фрезе 1930-х годов. Ее белоснежный фон, словно холст, расцвел тонкими лепестками, чья детализация пленяла взгляд. Такие изделия, далекие от агитации, напоминали о мастерстве, унаследованном от имперских времен.

Ваза с цветочной росписью, автор формы С.Е. Яковлева, автор росписи В.П. Фрезе, фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1930-1940 гг.

Война и стойкость

Великая Отечественная война бросила вызов заводу: его мощности ушли на производство деталей для танков. Но даже в темные годы творчество не угасло. В 1943 году возродилось художественное производство, а в 1944-м, к двухсотлетнему юбилею, мастера создали статуэтку “Победа”. Ее лаконичный силуэт, с едва заметной росписью, стал символом несгибаемой воли, украшая выставки и военные госпитали.

Оттепель: новый облик фарфора

Смерть Сталина в 1953 году открыла эпоху “оттепели”. Искусство устремилось к свободе, отражая дух перемен. ЛФЗ искал новые формы, вдохновленные авангардом и выставками Пикассо (1953) и Татлина (1966). Появление хрущевок породило спрос на утилитарный, но эстетичный фарфор. Сервизы, такие как “Золотой колос” на форме “Тюльпан” Анны Яцкевич, и статуэтки оживляли скромные интерьеры, отражая мечты о светлом будущем.

Эстетика оттепели отвергла избыточные жанровые сценки. Анималистика, с ее обтекаемыми формами, вышла на первый план. Статуэтка “Лань с детенышем” Ивана Ефимова, с плавным силуэтом и отсутствием росписи, воплотила лаконичную грацию.

Статуэтка «Лань с детенышем», скульптор Ефимов И.С., фарфор, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.

“Жеребенок” Бориса Воробьева, представленный в галерее “Однажды”, пленял минимализмом, его белизна сияла, словно утренний свет. Жанровые фигурки, такие как “Зарядка” Галины Столбовой, изображали пионеров и детей, их простые линии отражали дух эпохи.

Статуэтка "Зарядка", серия "Дошкольники", автор росписи Лупанова Е. Н., скульптор Столбова Г. С., фарфор, роспись, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1959 гг.

Сервизы стали сердцем быта. Чайный сервиз “Птички на закате” на форме “Эллипс” Вячеслава Семенова, с нежной росписью Нины Славиной, украсил тысячи домов. Форма, а не декор, вышла на первый план, подчеркивая практичность и красоту. Усовершенствование надглазурной росписи придало изделиям утонченную легкость, доступную каждому.

Сервиз чайный "Птички на закате" на 5 персон (18 предметов), автор росписи (предп.) Н.П. Славина , форма "Эллипс", автор В.Л. Семенов, фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг., СССР, 1950-1960 гг.

Наследие и современность

До 2000-х ЛФЗ блистал на международных выставках, от Брюсселя до Нью-Йорка, собирая награды. В 2006 году заводу вернули имя Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Наследие ГФЗ и ЛФЗ продолжает вдохновлять: статуэтка “Тигр” 2021 года, созданная по модели Бориса Воробьева с сине-золотой росписью Татьяны Чапургиной, переосмысливает советскую анималистику в сказочном ключе. Современные дизайнеры, черпающие идеи в лаконичных формах оттепели, подтверждают: традиция ЛФЗ жива.

Статуэтка "Тигр" (жизнь в удовольствие) в оригинальном футляре, ограниченный тираж, автор модели Б.Я. Воробьев, автор росписи Т.М. Чапургина, фарфор, роспись, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Российская Федерация, 2021 г.

Императорский фарфоровый завод, переживший революции и войны, остается сердцем русского фарфора. От агитационных шедевров ГФЗ до утонченных форм ЛФЗ и современных интерпретаций ИФЗ — это летопись страны, высеченная в белоснежном фарфоре. Каждое изделие, от сервиза в хрущевке до вазы в Доме культуры, рассказывает о мастерстве, стойкости и красоте, связывая прошлое с будущим.

Автор: Александра Альховская