Удалось мне недавно попасть в вип-комнату антикварной галереи «Однажды». Название говорящее: во-первых, относится к роду предметов, что здесь хранятся, – выставлены лишь самые-самые. Самые редкие, самые ценные, самые интересные и т. д., и т. п. Каждый заслуживает отдельного внимания – даже и не знаешь, у какого остановиться. Во-вторых, пускают сюда тоже редко: обыкновенному, случайно забредшему посетителю в эту комнату практически не попасть.

Входишь в вип-комнату – и глаза разбегаются… Отовсюду с полок сверкает стекло и золото, а в воздухе царит благоговейная тишина. Несомненно, это самое сокровенное место во всей галерее, где спрятаны разнообразные редкости.

Среди всего этого богатства не сразу замечаешь оформленный в раму, слегка выцветший платок с изображением парных портретов. А если подойти поближе и приглянуться, с удивлением обнаружишь в портрете всем знакомые черты последнего русского царя Николая II. А справа его супруга – Александра Федоровна.

Платок в честь коронации Николая II в галерее «Однажды»

Платок в честь коронации Николая II, оформленный в раму, ткань, дерево, стекло, Российская империя, 1896 г.

Платку этому более ста лет, и тем не менее он имеет потрясающую сохранность. Даже удивительно: ведь с приходом советской власти предметы, как-либо связанные с царской семьей, яро и массово уничтожались, а платок в прекрасном состоянии. Сколько же всего он пережил, пока наконец не оказался в руках талантливого мастера, бережно оформившего его в раму, чтобы украсить им стену?

На фоне ярких и красочных золота, стекла и фарфора он кажется не примечательным, однако, внешность обманчива. На деле это один из самых любопытных и завораживающих лотов вип-комнаты, напрямую связанный со знаковым событием в истории Российской империи.

Экскурс в историю

Небольшой экскурс в историю: в 1894 году умирает Александр III. На престол почти сразу же вступает законный наследник, его сын Николай II, однако сама церемония коронации отложена – важно было выдержать годовой траур по почившему монарху. Подготовка к торжественной коронации началась за несколько месяцев до ее проведения, аж в феврале 1896 года. Москва в честь предстоящего события преобразилась и украсилась, для Кремля была создана красочная иллюминация, запечатленная в работах художников-современников. А для простого люда было затеяно грандиозное гулянье.

Гуляния по случаю коронации нового русского царя назначены были на 18 мая 1896 года, а местом выбрано Ходынское поле (сейчас там – торгово-развлекательный центр “Авиапарк”). Везде расклеены объявления с назначенным местом и временем празднования, в планах – балаганы, торговые лавки, а также раздача бесплатного пива и меда.

Своего рода гвоздем программы стали царские гостинцы, которых было заготовлено около 400 000. Вот набор одного такого гостинца: сайка, то есть булка из крупитчатой муки, коронационная кружка с царскими вензелями, полфунта колбасы, мешочек сладостей, бумажный пакет для сладостей с изображением новоявленной царской четы. А заворачивался весь подарок кульком в платок – тот самый, что сейчас молчаливо висит на стене, оформленный в раму.

Символика платка

На одной стороне изображены парные портреты Николая II и его новоиспеченной супруги Александры Федоровны. Портретное сходство налицо: теперь простой люд непременно узнает царя, если его увидит. Явно поработал талантливый художник-портретист, запечатлевший в деталях и туалет императрицы, и каждую пуговичку мундира Николая II. Для создания портретов использована техника гравюры.

Фрагмент коронационного платка: изображение Александры Федоровны

Фрагмент коронационного платка: парные портреты

Фрагмент коронационного платка: изображение императора Николая II

Овальная форма портретов тут же навевает воспоминания о камеях, или медальонах. Камея – драгоценный или полудрагоценный камень, на который наносится объемный, барельефный рисунок. Техника эта изысканна и сложна в исполнении, а свое начало берет еще в глубокой античности: на камеи часто помещались портреты римских императоров.

Камея с портретом Гая Юлия Цезаря, основателя Римской империи, 14 г. н. э.

Заключены «камеи» с портретами царской четы в лавровые и дубовые венки: элемент, впервые пришедший в русское изобразительное искусство в эпоху ампира. Ампир – это стиль, зародившийся во Франции, родине классицизма, в период правления Наполеона Бонапарта. Естественно, в Россию его принесли Наполеоновские войны. Ампир одновременно является последним этапом развития классицизма, большого стиля, черпающего вдохновение в античном искусстве. Для ампира характерна пышность, тема прославления культа императора и империи, изображение военной атрибутики.

Фрагмент коронационного платка: изображение лаврового венка

Лавровый венок – чрезвычайно показательный его элемент, заимствованный из античности. Он символизирует славу, победу, мир, а также, в каком-то смысле, императорскую власть. Он же красуется на голове Наполеона на полотне кисти Ж. Энгра.

“Наполеон на императорском троне”, Жан Огюст Доминик Энгр, 1806 г.

Фоном к портретам выступает царская мантия, тоже присутствующая, кстати, на портрете Наполеона, и традиционно подбитая мехом горностая. Мех горностая ценится за свою белизну и ассоциируется с чистотой, непорочностью, а также служит символом богатства. Он удивительно легок и воздушен, почему испокон веков и использовался для создания королевских мантий: мех любого другого животного сделал бы объемные мантии с пышным подолом попросту неподъемными. А наверху – Большая императорская корона, которой венчались все русские монархи начиная с Екатерины Великой в 1762 году. Несомненно, трудно вспомнить более показательный символ царской власти Романовых.

Фрагмент коронационного платка: изображение императорской короны

Наш платок оформлен в раму, поэтому его обратная сторона скрыта от глаз: на нее помещено изображение Кремля и Москвы-реки. Русской столицей, вот уже как второй век, с 1703 года именовался Санкт-Петербург, однако короновались все монархи дома Романовых по-прежнему в Москве, в Успенском соборе Московского Кремля.

Сторона с Кремлем, конечно, не такая нарядная, как с царской четой. Хотя бы потому, что в ее оформлении куда меньше королевского красного и совсем нет золота. В каждом углу помещен герб России, двуглавый орел, а пейзаж с Кремлем оформлен в нечто наподобие лаврового венка – перекликается с портретами с обратной стороны!

Конечно, жалко, что обратную сторону из-за оформления в раму не увидеть, однако именно это способствовало такой потрясающей сохранности. Шикарно сохранились детали лиц и ткани, цвета, элементы вышивки… Должно быть, примерно в таком виде его и увидели впервые современники на Ходынских гуляниях.

Кто бы мог подумать, сколько таит в себе этот простой платок за стеклом, свидетель и современник события, которое потрясло Россию больше сотни лет назад?

В мире антиквариата есть множество предметов, чья ценность измеряется редкостью и дороговизной материалов, сложностью техники исполнения, клеймом именитого завода. Однако далеко не каждый из них предоставляет возможность своими глазами, вблизи увидеть настоящий кусочек истории нашей страны. Конечно, коронационный платок Николая II – вещь, несомненно, музейного уровня. Как удивительно случайно наткнуться на нее в помещении антикварного магазина! Платок можно не только посмотреть, но и приобрести. А сейчас он все еще, спустя сотню лет, дожидается своего будущего владельца…

Автор: Альховская Александра