В прошлый раз мы в подробностях рассмотрели коронационный платок Николая II (ссылка – тут), настоящий кусочек истории, чудом переживший совесткую власть, массово и яро избавлявшуюся от любых артефактов, хоть как-то связанных с царем. А в другом углу вип-комнаты, по которой мы продолжаем нашу прогулку, видим довольно крупную статуэтку с интересной историей, уже советского периода.
Статуэтка "Генерал Топтыгин на тройке"
Статуэтка "Генерал Топтыгин на тройке" в галерее "Однажды"
С первого взгляда легко читаются силуэты лошадей и саней, однако при ближайшем рассмотрении брови ползут вверх от удивления. Да это же медведь! Вместо ямщика трое коней на полном ходу мчат вольготно рассевшегося медведя, машущего зрителю лапой!
Фрагмент статуэтки "Генерал Топтыгин на тройке"
Совершенно русский мотив: и тройка, и медведь, традиционный символ России. Благодаря тому, как развевается грива коней и как они тянут шеи, как открыты их рты в напряжении и измождении, создается впечатление, что тройка несется на бешеной скорости, а воображение само дорисовывает картину: дремучий лес средней полосы, пушистый снег, ледяной ветер в лицо, кусающий за щеки и забирающийся за воротник шубы… Так и дышит русским духом!
Иллюстрация к стихотворению
Скульптурная композиция, предположительно созданная А. П. Заваловым в 1950–1960-х гг., иллюстрирует стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Генерал Топтыгин”, написанное в 1867 году. Ниже приведен отрывок:
“По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Ямщичок обратный;
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка —
Рытвины, ухабы.
Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем:
«Посади нас, паренек,
Веселей доедем!»
— Что ты? с мишкой? — «Ничего!
Он у нас смиренный,
Лишний шкалик за него
Поднесу, почтенный!»
— Ну, садитесь! — Посадил
Бородач медведя,
Сел и сам — и потрусил
Полегоньку Федя…”
А вот то место, непосредственно изображенное скульптором:
“Кони дернули; стряслась
Тут беда большая —
Рявкнул мишка! — понеслась
Тройка как шальная!
Колокольчик услыхал,
Выбежал Федюха,
Да напрасно — не догнал!
Экая поруха!
Быстро, бешено неслась
Тройка — и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу!»”
Затем, по сюжету, сани останавливаются перед будкой смотрителя, где медведя и принимают за настоящего генерала:
Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко.
Видит, ноги в сапогах
И медвежья шуба,
Не заметил впопыхах,
Что с железом губа,
Не подумал: где ямщик
От коней гуляет?
Видит — барин материк,
«Генерал», — смекает.
Анатолий Завалов, предположительный автор “Генерала Топтыгина на тройке”, — советский скульптор и художник-керамист, ученик знаменитого С. М. Орлова. Как и учитель, он вдохновлялся мотивами и сюжетами русских народных сказок, что прослеживается и в скульптуре перед нами. Пусть она и изображает не сказку, а эпизод из стихотворения известного русского поэта, сам Н. А. Некрасов также явно вдохновляется русским фольклором.
Не налюбуешься тем, насколько точно в скульптуре схвачено настроение стихотворения, атмосфера русской сказки, как передан бурный бег коней по пушистым сугробам. Обратите внимание на выразительный силуэт – крайне важный элемент круглой скульптуры. Скульптуру можно разделить на несколько видов: круглая и полукруглая скульптуры, а также рельеф, который также делится на типы в зависимости от того, насколько он глубок. Отличительный элемент круглой скульптуры – это то, что зритель для полного восприятия обходит ее кругом и смотрит не только на лицевую сторону, но и на боковые и заднюю. На первый взгляд, кажется, ничего сложного, однако это впечатление обманчиво. На самом деле, это одна из самых сложных задач: работа не с одной, а сразу несколькими плоскостями.
Фрагмент статуэтки "Генерал Топтыгин на тройке"
В статуэтке перед нами автор с ней справляется на пять с плюсом. С какой стороны ни посмотри на скульптуру, силуэт отлично читается: даже не всматриваясь в детали, легко понимаем, что перед нами – именно кони, тянущие сани, что коней несколько, что в санях сидит медведь, а не человек. А главное, в силуэте кроется мощное движение тройки, преодолевающей снег, запечатлен его конкретный момент. Поднятая лапа мишки также способствует этому эффекту: скульптор словно поймал кадр, который вот-вот сменится следующим.
Техника исполнения
В Государственном каталоге имеется скульптура, выполненная по той же модели, что и наша, находящаяся в галерее “Однажды” в Москве.
Страница Госкаталога
Разница между ними налицо: представленная в музее статуэтка – вещь, рассчитанная на массовое производство и распространение. Об этом в первую очередь говорят сглаженные углы – следствие того, что для изготовления статуэтки используется техника литья. Во-вторых, значительно отличается расцветка, что тут же бросается в глаза. Статуэтка из Государственного каталога полностью покрыта кобальтом, и лишь некоторые элементы акцентно выделены золочением: сбруя скакунов, колокольчики на оглоблях, декор на санях и покрывале, в которое укутан “генерал”. Что и говорить, эффект производится совсем не тот, а многие детали за счет довольно темного кобальтового покрытия “съедаются”. При этом, однако, силуэт все так же остается выразительным: фигуры скульптурной группы за счет него легко считываются даже при отсутствии красочной росписи.
Статуэтка из галереи “Однажды” выполнена в другой технике. Это ручная работа: ее не заливают в форму, а создают при помощи лепки. Все формы и объемы скульптор набирает вручную. Это позволяет добиться максимальной детализированности: тщательно проработаны элементы сбруи, выражения на мордах коней, изголовье саней. Намечен также рыхлый снег под санями: полозья в нем тонут и оставляют след. Выполнены эти элементы по-настоящему виртуозно.
К каждому элементу скульптуры автор подходит с большим внимаем, именно поэтому ее так интересно разглядывать вблизи. Главное средство выражения скульптора – смело набранная фарфоровая масса, создающая выразительные тени, хорошо читающиеся издалека. Скульптура выигрышно смотрится и вблизи, и с расстояния, чему способствует также ее довольно крупный для декоративно-прикладной пластики размер (550 х 280 х 270 мм).
Фрагмент статуэтки "Генерал Топтыгин на тройке"
Фрагмент статуэтки "Генерал Топтыгин на тройке"
Фрагмент статуэтки "Генерал Топтыгин на тройке"
Роспись солями
Роспись, несомненно, довершает эффект. Краски неяркие, полупрозрачные, благодаря чему сквозь них проступает фактура и белоснежность фарфора. Всего существует два вида росписи фарфоровых изделий: подглазурная и надглазурная. Подглазурная наносится на еще сырое, необожженное изделие, в то время как надглазурная, соответственно названию, наносится после обжига, поверх блестящей глазури. В данном случае мы смотрим именно на подглазурную роспись, а именно – роспись солями. Отличительная их особенность в том, что при нанесении на сырую фарфоровую массу соли расплываются, а не остаются на месте нанесения мазка, благодаря чему создаются нежные разводы, напоминающие акварель.
Тонкая, даже деликатная роспись создает эффект сказочности. Расставлены черные акценты, выделяющие глаза коней, когти и нос медведя. У лошадей благодаря росписи появляется необычная, нарядная масть – в яблоках.
Статуэтка "Генерал Топтыгин на тройке" (медведь в воеводстве), предположительно автор Завалов Анатолий Петрович, фарфор, роспись солями, СССР, 1950-1960 гг.
“Генерал Топтыгин на тройке” точно заставляет переосмыслить, что такое декоративно-прикладная пластика и ее возможности. Композиция и правда поражает размером, сложностью исполнения и уровнем детализации. Невооруженным глазом видна рука талантливого, опытного мастера, увлеченного выбранным им сюжетом. Вещь эта, несомненно, музейного уровня, и какое чудо увидеть ее в стенах антикварной галереи! Здесь ей можно не только полюбоваться, но и приобрести, получив при этом не просто украшение интерьера, а настоящее произведение искусства. По праву она занимает свое место среди топ-лотов галереи, на полках, где еще ждет своего часа и будущего владельца множество других сокровищ…
Автор: Альховская Александра