Режим работы:
с 11:00 до 21:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Культовые ароматы советских граждан, за которыми охотятся коллекционеры


Бытует распространенное мнение, что помимо секса в СССР не было и развитого парфюмерного дела. Однако этот всего лишь устойчивый стереотип. Ведь советская промышленность в этом смысле получила богатое наследство от Российской империи. Помимо формул это был и человеческий ресурс. Так в 1920-х гг. на парфюмерной фабрике “Новая Заря” работал, без преувеличения, выдающийся парфюмер Август Мишель, создавший, по крайней мере, два легендарных аромата. Один из них стал символом советской жизни.
“Красная Москва”

Поистине, это культурный феномен, без которого невозможно представить советскую парфюмерию. В 1925 году Август Мишель создал композицию из гвоздики, мускуса и гелиотропа. Получился настоящий хит. А первый дизайн разработал художник Андрей Евсеев.
Первоначально “Красная Москва” имела элитарный статус. Ее продавали по спискам женам партийных бонз и ударницам производства. Однако со временем этот аромат можно было приобрести едва ли не в каждом магазине.

Духи “Красная Москва”, 1965 г.

О популярности духов свидетельствует и советский кинематограф. Флакончики появляются в “Покровских воротах”, “Большой семье и “Девчатах”.

Кадр из к/ф “Девчата”


Духи “Манон”

“Манон”

Духи, созданные Августом Мишелем в 1932 году, явно предназначался для юного активного поколения комсомолок. Название отсылало к несчастной героине романа де Лакло Манон “Манон леско”. Основные ноты, звучавшие в композиции, ландыш и гвоздика. Тонкое, легкое, нежное звучание. Аромата завоевал такую популярность, что духи продолжали выпускать и 1970-х и 1980-х гг.
“Каменный цветок”

Ученик Августа Мишеля Павел Иванов совместно с Валентиной Грибановой создали роскошный аромат, сочетающий в себе бергамот, шалфей, тимьян, бархатцы, мускус, ирис, сандаловое дерево, гречишный мед и проч. Получился благородный горько-сладкий запах. Он был по достоинству оценен на промышленной выставке 1958 г., завоевав гран-при.
Оформление флакона по красоте не уступало аромату. Зеленая коробка, имитирующая малахит, раскрывалась как цветок. А изящный флакон с красивой крышечкой-цветком навевал мысли о хрустале (хотя был сделан из стекла).

Духи “Каменный цветок”

Кстати, именно эти духи были подарены Никитой Хрущевым первой леди США Жаклин Кеннеди в 1961 г.
В советское время аромат стоил дорого - целых 10 рублей. Сейчас эти духи можно найти на маркет плейсах за 8000-15000 рублей.

Никита Хрущев и Жаклин Кеннеди


Набор духов “Черный ларец”

“Черный ларец”

В 1947 г. та же самая московская фабрика “Новая заря” выпустила духи “Черный ларец”. Создание аромата, очевидно, было приурочено к 800-летию Москвы. Упаковка была стилизована под палехскую роспись, где на черном фоне выделялись московский Кремле и огоньки салюта в небе. Флаконы были выполнены в виде двух стилизованных башенок.
Тренд послевоенного времени - теплый, сладкий запах. Поэтому в композиции духов звучит амбра и травянисто-фужерные ноты. Сам аромат напоминает “Красную Москву”, но слышится легче.
В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе “Черный ларец” наряду с другими ароматами получил гран-при. Может статься, что этому поспособствовала и оригинальная красивая упаковка.
Сейчас духи можно приобрести примерно за 9000 рублей (при условии, что есть коробка и два флакона в наличии). Но есть и рекордные предложения. Так за набор 1958 г. с заводской завязкой продавец просит 150000 рублей.
“Голубой ларец”

Этот набор московская фабрика выпустила следом за “Черным ларцом” в конце 1940-х гг. Он также посвящался 800-летию столицы. Флаконы из матового стекла были изготовлены на Гусевском хрустальном заводе (Гусь-Хрустальный) и оказались крайне удачны по дизайну.
По аромату также можно найти отсылки к “Красной Москве”.
На данный момент на маркет плейсах можно встретить предложение 25000 р. за подарочный набор с пудрой (которую впоследствии убрали в 1960-х гг.).

Набор “Голубой ларец”


Духи “Незнакомка” фабрики “Новая заря”

“Незнакомка”

Духи с таким названием и ароматом выпускали несколько фабрик СССР, включая свердловскую, тбилисскую и ташкентскую. Исходя из этого встречаются разные дизайны упаковки и флаконов. К тому же в 1980-х гг. всё производство пошло по упрощенному варианту, и духи стали заливать в простые винтовые флаконы.
Самыми раритетными и желанными у коллекционеров считаются образцы московской “Новой зари”. У них характерная коробка с кружевом и матовой изящный флакон. Духи этой фабрики в идеальной сохранности сейчас можно продать за 20000 рублей.
“Огни маяка”

“Огни маяка” были созданы на николаевском парфюмерно-стекольном комбинате “Алые паруса”. Их автор - парфюмер М.Л. Артюшкова. Набор выпускался в двух вариантах: простом и подарочном. Более эффектные образцы флаконов выполнены в виде башен.
Ароматы одеколона и духов созвучны друг другу. Одеколон с табачно-кожаным акцентом, а духи - цветочным.
Стоят “Огни маяка” в полном составе от 2000 до 5000 рублей.

Набор “Огни маяка”


Духи “Тамара”

“Тамара”

В советский период выпускалось множество духов, которым давали женские имена. Например, сумасшедше-массовая “Наташа” или “Ольга”. Среди них встречались дорогие элитные ароматы.
В 1970-х гг. ленинградской фабрикой “Северное сияние” был выпущены духи “Тамара”. Флакон был выполнен из резного рельефного стекла. Форма крышечки менялась в зависимости от года выпуска. Стоил аромат не дешево - 10 рублей.
По свидетельству коллекционеров даже сейчас эти духи звучат благородно и по-современному. На данный момент цена на них колеблется от 3000 до 10000 рублей.
“Тет-а-тет”

Еще одни культовые духи. Мечта модниц советской эпохи. А ведь все дело было в грамотном маркетинговом ходе. Фабрика “Новая заря” в начале 1980-х гг. взяла за основу французскую формулу, добавив к ней новые ноты. А на упаковке появилась надпись “Москва-Париж”, что произвело ошеломляющее впечатление.
Аромат выпускался ограниченными партиями, и его было не просто найти. Да и сейчас образцы в идеальном состоянии встречаются редко и их цена достигает 10000 рублей.


Духи “Тет-а-тет”


Духи “Злато скифов

“Злато скифов”

Одни из самых эффектных духов советской эпохи, над флаконом которых работали мастера Гусевского хрустального завода (Гусь-Хрустальный).
Есть легенда (которой уже дали опровержение), что изобрели аромат еще до Великой отечественной войны, а в продажу выпустили только в 1950-х гг. Однако первое упоминание этих духов в каталоге “Новой зари” появилось в 1980-х. К тому же в дизайне упаковки использовали золотую пектораль из кургана “Толстая могила”, которую обнаружили лишь в 1971 г.
В композиции задействованы нотки амбры, гвоздики, пачули и фрукты. Духи выпускаются и сейчас, только изменился дизайн флакона. Аромат, по утверждению знатоков, остался прежним.
Винтажные экземпляры стоят до 6500 р.
“Чарли”

Советская парфюмерная промышленность не забывала и про мужское население. До появления фантазийных ароматов мужские одеколоны использовались зачастую как гигиенические средства: протереть руки, кожу после бритья, удалить грязь или привести в чувство потерявшего сознание человека.
Говорить именно о культовости мужских ароматов довольно сложно. Но был одеколон, которым пахла в 1980-х вся Москва. Одеколон “Чарли” - продукт коллаборации советской “Новой зари” и американской “Revillon” (“Ревлон). Это был тонкий нежный аромат с древесно-цветочными нотами.
Достать одеколон можно было лишь по большому блату. на сегодняшний день. Цена за хороший экземпляр - 5000-10000 рублей.



Духи “Чарли”

На что обратить внимание
Придя к решению коллекционировать парфюм, нужно определиться, что является главным: флакон или аромат. Если аромат, то важно понимать определенные моменты:
  • В упаковке, при правильном хранении аромат сохраняется. но держится хуже. К сожалению, каждый раз приобретая винтажный парфюм, мы приобретаем “кота в мешке”.
  • Подделки встречаются и в винтажной парфюмерии.
  • Духи нужно хранить в темноте и сухости. Увы, большая часть флаконов (особенно красивых) простояла на открытых поверхностях под солнечными лучами.
  • У винтажных духов, как правило, испаряются цитрусовые ноты.
  • Дольше всего хранятся “восточные”, шипровые и древесные ароматы.
  • “Бабушкин” запах возникает из-за альдегидных нот.
  • Желательно не приобретать вскрытые духи с притертой крышкой. Если духи наносили намазом, то в них попало кожное сало.
  • Продавцы часто прибавляют парфюму возраст. Можно пользоваться калькуляторами батч-кодов, но каждые 10 лет кодировка повторяется.
  • Насмотренность помогает! В московском и петербургском музеях парфюмерии есть старые каталоги, по которым можно изучить, как выглядели флаконы разных лет.
Made on
Tilda