Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

56 проба золота. Что это такое?

При покупке старинных ювелирных изделий в антикварном магазине или при получении в наследство бабушкиного, пра-бабушкиного украшения можно заметить клеймо со странной 56 пробой. Согласитесь, многих это ставит в тупик. Ведь большинство привыкло видеть знакомые 583, 585 или 750 пробы. Или же им приходилось иметь дело с золотом, где на клейме проставлено 14-18 карат. А тут 56 проба. Что это такое? Давайте разбираться.
Брошь “Веточка”, золото 56 пробы, демантоиды. Мастер - Григорий Черпавкин. Российская империя, 1908-1917 гг. Из архива галереи “Однажды”

Немного истории

По большому счету, всё началось с Петра I. Получив в наследство полную неразбериху с чеканкой монеты и ювелирным делом, он принялся за систематизацию. Приходилось что-то делать с хождением золота абсолютно разного качества. За ориентир была принята английская измерения, в основе которой лежал фунтах. В нем содержалось 96 частей золота (золотников). Да-да, именно 96, а не 100, как мы привыкли. Соответственно, 56 проба - это 56 золотников в фунте, остальные 40 приходятся на лигатуры (примеси для крепости материала). Кстати, любопытный факт - до 1733 года пробы на изделиях и вовсе не было.

Золотниковая система действовала по всей Российской империи, а потом и в молодой Стране Советов вплоть до 1927 года. И самой распространенной была 56, примерно соответствующая современной 585 пробе.Клейма того периода были довольно информативны. На них можно было найти пробу, информацию о городе, где было сделано изделие, год апробирования, а также инициалы мастера. До 1897 г. ставилось выпуклое клеймо, в последствии его заменили вдавленным изображением.


Браслет, золото 56 пробы, изумруд, бриллианты. Мастер-монограммист “АС”. Санкт-Петербург, Российская империя, 1908-1917 гг. Из архива галереи “Однажды”


56 проба. Фото из архива галереи “Однажды”

Клейма того периода были довольно информативны. На них можно было найти пробу, информацию о городе, где было сделано изделие, год апробирования, а также инициалы мастера. До 1897 г. ставилось выпуклое клеймо, в последствии его заменили вдавленным изображением.

Сплавы

Золото - мягкий материал, поэтому оно нуждается в лигатурах, примесях, обеспечивающих крепость сплава, ковкость и проч. показатели. также примеси могут влиять на цвет и оттенок металла.
Примеси, которые используют в ювелирном деле:

  • серебро (тоже мягкий металл, который влияет не на крепость сплава, а на цвет; дает светлый приглушенный оттенок; используется для создания “белого” золота);
  • никель (укрепляет сплав; также используется при создании “белого золота” в сочетании с родиевым покрытием; аллергическая реакция, о которой много говорят, возможна, но очень и очень редко);
  • латунь (нечасто используется);
  • цинк (дает возможность создавать плетеный орнамент, обеспечивает пластичность материала);
  • медь (придает красноватый оттенок и прочность, в сочетании с серебром получается эффект “розового золота”);
  • палладий (дорогой металл, укрепляющий и защищающий от мелких повреждений, придает благородный оттенок и блеск);
  • платина (крайне редкий материал для сплава, использующийся для частных заказов, сильно повышает цену изделия);
  • олово (также очень редко встречается, соединение получается ковким, но не особо прочным).

Браслет, золото 56 пробы, мастер-монограммист “П.Р.”. Российская империя, 1908-1917 гг. Из архива галереи “Однажды”

Шатлен для карманных часов, золото 56 пробы, 1950-1980 гг.

На что обратить внимание при покупке или продаже изделий из золота 56 пробы

Популярность 56 пробы среди коллекционеров и ювелиров, прежде всего, обуславливается ее исторической ценностью. Помимо прочего у нее есть несомненные плюсы:

  • ковкость и пластичность, подходящие для сложных украшений, высокая ценность;
  • ценные сплавы, включающие серебро, платину и палладий;
  • возможность варьировать оттенки, сохраняя объем драгоценного металла;
  • твердость;
  • прочность и долговечность.
К минусам обычно относят дизайн (хотя сейчас в тренде отсылки к Ар нуво и Ар деко, но не все изделия выдержаны в этих стилях) и высокую цену.

Если по каким-то причинам вы решитесь расстаться с изделием, на котором стоит 56 проба, то нужно помнить о некоторых критериях оценки украшения.


Цена всегда будет зависеть от:

  • качества ювелирного изделия;
  • фирмы изготовителя (разумеется, предметы из мастерских Карла Фаберже будут ценится гораздо выше, чем экземпляр неизвестной фабрики);
  • мастера;
  • вставок из драгоценных камней или эмали;
  • веса изделия;
  • рыночной цены за грамм золота на текущий момент;
  • состава сплава;
  • сохранности (отсутствия или наличия дефектов, утрат, сколов, царапин и т.д.).
К сожалению, не всегда 56 проба означает антикварную ценность изделия.
Помните об этом, чтобы избежать разочарования при оценке предмета.
При покупке ювелирных украшений, относящихся к антиквариату, обращайте внимание на:

  • клеймо (проба, именник, год апробирования; изучите как выглядит голова в кокошнике в разные периоды, после 1927 года - рабочий с молотом);
  • вес;
  • историческую ценность, насколько предмет соответствует заявленной цене (56 проба - не всегда залог качественной работы);
  • экспертизу (существенный плюс при покупке антикварного украшения);
  • сохранность (отсутствие повреждений, трещин, царапин, сколов, сильных потертостей, утрат).
Кокошник на дореволюционном клейме в разные исторические периоды

Очевидно, что покупка дореволюционных драгоценностей онлайн не принесет ничего хорошего. Каждый предмет нужно видеть в реале в внимательно его изучить, вооружившись лупой. К сожалению, и это не всегда спасает от мошенничества, так как можно столкнуться с поддельными клеймами. Поэтому принимать решение о покупке дорогостоящего изделия желательно после консультации с экспертами или же обращаться в антикварный магазин с хорошей репутацией.
Made on
Tilda