Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Бюсты

Бюсты — скульптуры в виде погрудного изображения известны с глубокой древности. Например, на территории Ахетатона археологи обнаружили мастерскую древнеегипетского ваятеля Тутмоса (середина XIV в. до н. э.).

В пространстве этой мастерской исследователи нашли скульптурные портреты фараона Эхнатона и его супруги Нефертити, а также бюсты их детей. Они были исполнены из известняка.

Помимо завершённых бюстов в принадлежавшей Тутмосу постройке были найдены скульптурные портреты, работа над которыми не была закончена. Находки заготовок и набросков подтверждает мысль о том, что это была именно мастерская, в которой занимались ваянием.
Выполненные Тутмосом бюсты лишены идеализации облика правителей и членов их семьи, хотя от некоторой доли условности в передаче внешности художник не отказался. Поэтому можно заключить, что скульптор в своих работах отошёл от принятого в искусстве Древнего Египта изобразительного канона в сторону большего реализма.
Бюст Нефертити является самой известной работой Тутмоса. Несмотря на кажущуюся строгость и холодность облика супруги фараона, выразительность передачи особенностей её внешности придаёт портрету необычайную живость.

В Древнем Риме бюсты создавались в больших количествах, чем в Элладе. Предположительно это связано с тем, что частные лица чаще заказывали скульпторам свои портреты, которые ваятели воплощали в мраморе, сланце и других минеральных материалах. Во многом из-за того, что древнеримские художники работали над портретами реальных людей, они выдвигали на первый план индивидуальные черты портретируемого во всей своей естественности.

Фотография бюста Нефертити в берлинском Новом музее

Бюст римлянина из Отриколи, Рим, музей Торлониа
Так, “Портрет Катона Старшего” (приблизительно 80 г. до н.э.) поражает тем, насколько детально прочерчены многочисленные морщины на лике этого умудрённого старца. Страстный поборник морали и неутомимый труженик, Катон был мудрым и упорным человеком и эти черты отразились в его облике, запечатлённом руками искусного ваятеля. Перед нами портрет великого человека, образ которого дополняется особенностями его лица, не скрытые скульптором от всеобщего взора.
Римские скульпторы не смущались передавать черты лица без идеализации, о чём свидетельствует выдающийся с горбинкой нос на “Колоссе Константина Великого” (первая четверть IV века н.э.), выделанный без неуместного стеснения и без прикрас.

Колосс Константина Великого

Бюст Петра I
В эпоху Возрождения стремление к реализму лишь усилилось. Это связано с тем, что XIV-XV вв. запрет на интерес к человеческой телесности во всех её проявлениях ослабевает, но на примере бюстов проследить это сложно.

К XVIII столетию в изобразительном искусстве сложился стиль барокко, сочетавший в себе черты реализма и элементы аллегории - иносказательного послания, зачастую основанного на отсылках к событиям или произведениям Античности. Для этого стиля характерно украшательство, а точное портретное сходство не всегда было обязательным: художнику достаточно было ухватить основные черты портретируемого и воплотить их в мраморе или другом материале.

Обратимся к одному из бюстов Петра I, выполненного Карло Растрелли. На кирасе, в которую облачён император, скульптор изобразил самого Петра, высекающего из огромной каменной глыбы женскую фигуру, держащую в руках скипетр и державу. Смысл этой аллегории сводился к тому, что император своими деяниями создавал “новую Россию”. К слову, кираса не соответствовала своему времени, но металлические доспехи, хоть и отжили своё к XVIII столетию, были одним из элементов канона барокко.
В противовес барочной пышности развивалась мода на простоту и ясность форм. Этот стиль получил название классицизм. Художники, творившие в этом стиле, по-прежнему вдохновлялись греческими и римскими образцами, поэтому скульпторам в ту эпоху приходилось балансировать между передачей основных черт лица и идеализацией облика человека в духе античного идеала.

Федот Шубин (1740-1805), один из первых русских скульпторов, создал галерею портретов русской знати второй половины XVIII-начала XIX вв. В его работах, особенно ранних бюстах Екатерины II, прослеживается влияние Античности, однако портретное сходство и передача черт характера стояли на первом месте.

Бюст Екатерины II

Бюст "Лев Николаевич Толстой"
На протяжении XVIII века бюсты создавались в единичных экземплярах и чаще всего по заказам. Они хранились в императорских дворцах и особняках вельмож. Эти произведения искусства не предназначались для широкой аудитории.

В XIX веке началось массовое производство бюстов из самых разнообразных материалов - бронзы, шпиатра, мрамора, гипса, бисквита и др. Теперь скульптурный портрет Вольтера красовался на полке или столе у любителя эпохи Просвещения, а гостиную бывалого офицера украшал бюст Николая I.

Тематика бюстов не ограничивалась изображением одних только знаменитостей. Например, компания скульптора Фрица Кохендёрфера выпускала небольшие скульптурные портреты на пасторальные темы. Не обошёл стороной эту категорию товара и “король русского фарфора” М.С. Кузнецов. В галерее “Однажды” можно купить бюсты XIX-н.XX вв. из разных материалов.
Начало массового производства вовсе не знаменовало конец авторской скульптуры. Наоборот, в этот период художники создают шедевры, не уступающие по своим художественным качествам творениям предшественников. В связи с развитием производства стало возможным наладить выпуск повторений. Так, бюст М.М. Антокольского “Натан Мудрый”, будучи эскизом для одной из композиций, был повторен в бронзе, гипсе и терракоте. Благодаря изготовлению таких повторений больше людей могли познакомиться с произведениями искусства.

Бюст «Натан Мудрый»

Скульптурный портрет «Демон»
В искусстве XIX столетия царил академизм, который, хоть и предлагал художникам отличную школу мастерства, сковывал их тесными рамками канона и ограничивал выбор тем. Поиски новых творческих решений привели к появлению произведений, не вписывающихся в привычную модель.

Так, М.А. Врубель, эксперементируя с цветом в скульптуре, создал скульптурный портрет из раскрашенного гипса “Демон”, в котором художник сделал упор на передачу внутренних переживаний, а не на академически выверенное изображение персонажа. Вещи такого уровня относятся к авторским и потому их почти невозможно встретить на антикварном рынке.
После Гражданской войны советская власть вела пропаганду всеми возможными способами. Кроме того, правительство развернуло борьбу с неграмотностью. Это означало, что открывающимся школам требовались наглядные материалы. Скульптурные портреты вождей Революции, именитых военачальников, знаменитых писателей и композиторов стали средством политической агитации, а также помогали усваивать школьную программу. Именно поэтому в СССР с 20-х гг. прошлого века на нескольких заводах было налажено производство скульптуры малых форм.

Мастера Кунгурской артели им. XVIII Партконференции трудились над статуэтками и бюстами из гипса. В числе их работ портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, С.М. Кирова. Художники Ленинградского завода фарфоровых изделий (ЛЗФИ) изготовляли небольшие бюсты таких классиков русской литературы и композиторов. В галерее “Однажды” можно купить бюсты из бисквита А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и П.И. Чайковского. Мастерские завода производили их в 50-60 гг. XX столетия.

Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) с 30-х гг. прошлого века выпускал бюсты деятелей культуры и советских политических лидеров. Н.Я. Данько, художник-керамист ЛФЗ и автор знаменитой кружки “Молоко”, создала скульптурный портрет Шота Руставели. Этот бюст из бисквита можно купить в галерее “Однажды”.

Бюст «Шота Руставели»

Бюст «Петр I»
Помимо керамических материалов, бюсты создавались из металлических сплавов. Так, Каслинский завод отливал бюсты из чугуна. Среди изделий Ленинградского завода художественного литья “Монументскульптура” (ЛЗХЛ). Например, в собрании галереи “Однажды” имеется бюст Петра I работы скульптора О.С. Клюшкина. Он выполнен из силумина - сплава алюминия с кремнием.
Итак, начиная с XIX века, когда стало возможным массовое производство скульптуры малых форм из самых разнообразных материалов, и по сей день бюсты украшают дома людей разных вкусов и предпочтений.

Стоимость погрудных скульптурных портретов зависит от нескольких факторов: степени редкости экземпляра, датировки и состояния сохранности предмета и является ли бюст повторением авторского материала. Например, повторение бюста “Натан Мудрый” М.М. Антокольского с воспроизведением подписи автора был продан на аукционе почти за 3 миллиона рублей. Цена на самые бюджетные варианты достигает нескольких тысяч рублей. Мы приглашаем в галерею “Однажды” тех, кто желает разнообразить интерьер своего жилища или хочет преподнести кому-то подарок с историей.
Made on
Tilda