Сегодня поговорим о ярчайшем представителе европейского фарфора XIX века, французском мастере Жакобе Пети (1796 – 1868 гг.), или, на французском, Jacob Petit (буквальный перевод — Маленький Яков). Его работы были высоко оценены королевским французским двором, а белье, то есть фарфор без росписи, при Александре II закупали на его фабрике для ИФЗ, где уже русские мастера оживляли его краской.

История фабрики

Расцвет этого частного завода, который впоследствии ждала великая слава и мировая известность, пришелся на первую половину XIX века, а точнее на 1830–1860-е гг. Жакоб имел в крови еврейские корни и из-за фамилии испытывал некоторые трудности в ведении бизнеса, так что в качестве псевдонима он взял фамилию жены, Anne Adelaïde Petit (настоящее его имя – Яков Мордехай). Жакоб получил художественное образование: учился у Антуана-Жана Гро, ученика самого Жака Луи Давида, ключевой фигуры в истории французской живописи.

1820-е годы были для мастера очень плодотворными. В это десятилетие он поступил на Севрскую фарфоровую мануфактуру в качестве художника, а также объездил пол-Европы: Италию, Германию, Швейцарию, Англию, – где активно вдохновлялся европейским искусством, изготавливал реквизит и рисовал декорации для театров, изучал промышленность. По возвращении во Францию выпустил каталог рисунков с предметами для дизайна интерьера, такими как различная мебель, вазы, декоративные предметы из металлов, а также описал стили ушедших эпох, в том числе античность и готику.

Следующее десятилетие, то есть 1830-е гг., знаменуют собой начало успешной карьеры в сфере изготовления фарфора. Жакоб Пети покупает фабрику фарфора в Фонтенбло, которая тут же приносит ему популярность. Помимо этого, Жакоб также владел фарфоровой мастерской в Париже и открыл фарфоровый завод в городе Севр, в том самом месте, где он когда-то на местной мануфактуре начинал на должности художника.

Произведения фабрики Жакоба Пети имеют легкоузнаваемый, запоминающийся облик и на данный момент высоко ценятся на зарубежном и отечественном рынке антиквариата. Настоящие фарфоровые шедевры, они по праву считаются одной из ключевых вех в истории европейского фарфора XIX века. Это как раз тот случай, когда мелкая пластика становится настоящим произведением искусства, несомненно, музейного уровня.

Эклектика

Изделия фабрики Жакоба Пети — яркое воплощение эклектичного стиля. В XIX веке этот стиль приходит на смену позднему классицизму: зародившись в 1830-х годах, он по-настоящему расцветает во второй половине века. Главным образом эклектика нашла отражение в архитектуре, и расцвет ее отчасти связан со стремительным темпом индустриализации: появляются новые материалы, такие как бетон, стальные каркасы и проч., которые предоставляют архитекторам новые возможности для создания более сложных по конструкции построек, различных архитектурных экспериментов.

Для эклектики характерно черпание вдохновения из разных эпох и стилей прошлого, зачастую никак друг с другом не связанных: готика, античность, средневековая замковая архитектура, ренессанс, барокко. Однако такое обилие источников вдохновения не означает, что облик здания становится хаотичным или разрозненным. Наоборот, архитектор стремится найти наилучшее сочетание заимствованных архитектурных элементов, строго подходит к их выбору: прежде всего ценится эстетика, гармоничность создаваемого образа.

Церковь Сент-Огюстен в Париже – классический пример постройки в эклектике, 1860–1871 гг.

Несмотря на то, что эклектика — стиль, в основном касающийся архитектуры, она также нашла отражение в декоративно-прикладном искусстве. Ведь главное условие — это обращение художника к разным стилям и эпохам, заимствование тех элементов, которые визуально вписываются в образ произведения и его дополняют.

Фабрика Жакоба Пети

Зная о том, что Жакоб Пети путешествовал по европейским странам и активно вдохновлялся местным искусством, нетрудно догадаться, почему его произведения отличаются таким разнообразием и обилием визуальных и смысловых образов.

При первом взгляде на изделия фабрики в голову тут же приходит слово “богатство”. Пышные, изобилующие замысловатым декором, ярко сверкающие золочением, они поражают высокой степенью проработки и продуманностью каждой детали. На фабрике выпускались разнообразные предметы интерьера и туалета: шкатулки, настольные часы, вазы, флаконы для парфюма, сервизы, различные подставки и многое другое, в том числе и просто статуэтки. Выполнены предметы настолько виртуозно, настолько замысловато, что практическая их функция отходит на второй план. К примеру, простые часы представляют из себя целую скульптурную композицию. Можно и забыть, что перед нами — прибор для измерения времени.

Набор для каминной полки из часов и двух ваз, имитация под стиль Людовика XV, Jacob Petit.

Жакоб Пети мастерски сочетает различные элементы в одно гармоничное целое и всегда сохраняет свою индивидуальность как художника, благодаря чему его произведения довольно легко поддаются атрибуции. Много мастер фарфора заимствует из рококо, которое отличается вычурностью, высшей степенью замысловатости, помпезности. Его произведения — стилизация под фарфор XVIII века. В то время как барокко — стиль крупных, архитектурных форм, рококо лучше взаимодействует с камерными формами. Для него характерна игривость, легкость и даже легкомысленность. Все эти черты можно найти в произведениях Жакоба Пети.

И, конечно, нельзя не упомянуть сюжеты, которые выбираются мастером для изображения. Это различные человеческие фигурки, прекрасные юные девушки и юноши, животные и птицы, цветы, очень любимые Жакобом, абстрактные элементы, такие как картуши, завитки, гирлянды. Человеческие фигурки одеваются в наряды из разных стран и эпох: ренессансные и восточные одежды, пышные платья эпохи барокко, а также наряды, которые сложно отнести к какому-то конкретному периоду.

Для создания изделий фабрики Жакоба Пети используется не только скульптурное, но и живописное мастерство. К примеру, на вазы зачастую помещаются изображения галантных сцен с дамами в пышных платьях и изящными кавалерами; фоном героям служат идиллические пейзажи. Сценки прописаны со всеми подробностями и окружены обильным золоченым декором.

Парные напольные вазы на ножках с изображением галантных сцен, Jacob Petit, середина XIX века.

Изделия фабрики Жакоба Пети отличает мастерское владение скульптурными формами, высокое качество росписи и гармоничность композиций, добиться которой при таком обилии декоративных элементов совсем не просто. Это как раз тот случай, когда декоративно-прикладное искусство может похвастаться художественной ценностью и по праву считаться настоящим шедевром музейного уровня.

Флакон в виде турчанки

На втором по счету аукционе, который проводила антикварная галерея “Однажды” в апреле 2024 года, был представлен флакон для духов в виде турчанки, предположительно произведенный на фабрике Жакоба Пети в 1820 – 1850 гг. У нее отсутствует клеймо, однако визуальная трактовка образа, обращение к теме Востока, высокое качество фарфора, а также общая стилистика позволяют говорить о ее происхождении. Фигурке дана профессиональная искусствоведческая оценка.

Флакон (статуэтка) в виде турчанки, фирма "Jacob Petit" (Жакоб Пети), фарфор, роспись, золочение, Франция, 1820-1850 гг.

Среди изделий Жакоба Пети можно выделить целую группу произведений, относящихся к ориентализму. Ориентализм – явление в западноевропейской культуре, которое пришлось на XVIII — XX вв. Его характеризует повышенный интерес к странам Востока и их культуре. Восточная культура предстает экзотичной, необычной, пестрой, яркой; зачастую ее репрезентация неправдоподобна, романтизирована и даже слегка карикатурна.

В изделиях фабрики Жакоба Пети можно найти много персонажей в восточных одеждах: многочисленны изображения турецких султанов и султанш, встречаются также всадники в восточном облачении. К этой же серии относится и флакон в виде турчанки.

Парные статуэтки султана и султанши в сидячих позах, Jacob Petit, XIX век.

Флакон в виде турчанки – более камерное, миниатюрное произведение. Несмотря на то, что его высота составляет всего 16 сантиметров, все равно можно отметить высокую степень детализации: проработаны складки одежды, детали прически и лица. Роспись высочайшего качества оживляет прелестное лицо девушки: нежный румянец украшает щеки, темным прописаны брови и ресницы, алеет рот. Проработанная цветом кожа выделяется на фоне белого восточного одеяния, украшенного традиционными для Жакоба Пети золотистыми рокайльными узорами-завитками.

Жакоб Пети — легендарное имя, знакомое всем любителям европейского фарфора, и произведение его фабрики станет достойным пополнением любой коллекции антикварной декоративной и скульптурной пластики. Посмотреть на флакон-турчанку вживую, а также стать ее новым обладателем можно в галерее “Однажды” по адресу г. Москва, ул. Краснопролетарская, д. 7. Она ждет своего нового владельца!