Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Чудовища и монстры на русских иконах

На православных иконах правда изображали чудовищ?

Как на святом предмете почитания могли изображать нечистую силу, разве это не противоречит канонам? Разве нормально изображать рядом с Христом, Богородицей и другими святыми отвратительные морды? Мы привыкли видеть иконы строгими, лаконичными изображениями, от которых веет покоем: они настраивают на нужный лад и дарят умиротворение даже людям, далеким от церковной службы. Получается, что при молитве человек как бы молился заодно и монстрам? Или иконописцы просто хотели кого-то напугать? Или ими закладывался некий сакральный смысл?

Откуда в христианской традиции вообще взялись монстры?


Разве это не черта языческих верований? Все гораздо интереснее. Мир сказочных чудовищ присутствует и в Библии: известный по современным фильмам морской зверь Левиафан, его менее известный “коллега” Раав. Краткая предыстория “православных” чудовищ в том, что они уходят корнями в мифологию Востока. Древнее средиземноморье, Египет - в силу географического фактора чудовища просто не могли быть не связаны с водой. Постоянное общение с водной стихией, бедствия, столкновение с крупными хищными животными закономерно родили в воображении местных жителей мифы и легенды о чудовищах.

Например, примерно так художники изображали Левиафана - главное морское чудовище в древней мифологии, противопоставляющее себя добру. Запомните эту рыбью морду с клыками: мы показываем раннее восточное искусство не ради лирического вступления, а чтобы не напугать читателя одним из самых известных православных чудовищ в продолжении статьи.

На миниатюре изображён Левиафан

Как морские чудовища попали на Брянщину, в Москву и на Урал?

С появлением христианства все разнообразие этих чудищ встало на службу Сатане и Аду. Разбирая христианские силы тьмы и зажмурившись от страха, надо сразу оговориться, что Сатана, бесы и прочие разумные духи чудовищами и монстрами не являются: им можно посвятить отдельную заметку. А вот их спутники и верные слуги - вполне себе. Прежде всего, конечно, наш взор захватит Ад, стоящий на грани разумности. С одной стороны, он имеет страшную рыбью морду и достаточно статичен, с другой - Христу даже удалось поговорить с ним:

Ад приказывает бесам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но Христос говорит: «Поднимите врата». Далее Ад отвечает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия».
Икона конца XIV века, Москва
Со временем византийские каноны столкнулись с остатками языческого, материалистического мышления, и родили новую, более сложную иконографию, где более детально изображается весь сюжет диалога целиком. Напомним, что время и пространство в иконе не подчинены нашему: последующие действия происходят одновременно. Посмотрите на эту красивую уральскую икону конца XIX века:
Слева внизу уже знакомая читателю по восточным сказаниям морда Левиафана, только теперь это сам Ад. Неестественный цвет, строение глаза - без век, как у рептилий, огромные клыки: в анатомии этого образа много от рыбы, однако, создан был на гористом Урале, в Невьянске. Чуть выше, в розовых вратах, ангел побивает Сатану, а вот справа внизу он уже лежит связанным. Такое “путешествие” чудовища из средиземного моря на уральские горы удивляет, не так ли?

Есть и совсем иное изображение Ада: куда более очеловеченное. Икона была написана в Ярославле, в конце XVI века. Здесь чудовище предстает в роли человекоподобного существа с бородой, по телу которого разбросаны глаза. Как тут не провести параллель с местными оберегами малых коренных народов, которые существуют и по сей день? Впрочем, оставим достоверность подобных сравнений на суд читателя.
С Адом познакомились, секрет его образа - раскрыли. А куда бежать от всех этих монстров, которые мелькали вокруг него во время прочтения статьи?

Конечно, при внимательном рассмотрении икон, на которых изображается адское подземелье, встречается и множество других непонятных существ, которые содействуют бесам, борются с ангелами - это рядовые подземные слуги дьявола. Они призваны нести ужас и вселять страх, говоря более научным языком - несут дидактическое значение. Редко такие чудища наделяются самостоятельной ролью, зато почти всегда выглядят ужасными врагами человека.
Например, на представленном фрагменте иконы “Страшный суд” подобные твари вырываются из неутихающего адского пламени. Это тоже Ярославль XVI века. Некоторые из них похожи на людей, некоторые на обычных животных с несколькими головами, ну а некоторые вовсе не находят аналогий в земной фауне. В круглых сферах внизу расположены грешники, терпящие разные мытарства за персональные грехи. Конечно, основная цель иконописца - напугать, показать, какие страшные муки ждут согрешившего. Особенно такая тенденция нашла себя в старообрядческой иконописи, которая своими сюжетами помогала сделать правильный выбор: согрешить, или все таки нет. А вот похожий сюжет, только в книжной миниатюре:
Далеко не все чудовища подражают морским животным: под европейским влиянием в сравнительно позднем времени на иконе появляется лев: почти истребленное животное стало редким хищником, и из привычной среды обитания стало перемещаться на гербы, картины, фасады зданий. Не миновала эта мода и иконы. Представленный справа фрагмент редкой иконы “Единородный сыне” содержит Смерть, попирающую грешников верхом на лютом звере, подобном льву.
Другая потрясающая композиция “Единородный сыне”, происходящая с урала:
На ней представлено все изобилие и богатство фантазии уральского иконописца, отражены его представления о смертных муках: и Ад, и Смерть верхом на льве, и медведи, и собаки: все чудовища спешат сослужить Сатане, побитым крестом слева композиции. В иконографию определяет парадигма Троицы: Бог изображается в трех своих ипостасьях: как Отец, Сын и Святой дух.
Впрочем, обратите внимание на богатство красок и глубину проработки: тончайшая работа по золоту, характерная для лучших уральских мастерских. Удивляет и разнообразие зверей и чудовищ: они будто соперничают друг перед другом за совершение своих низменных дел.

Отойдя от ужаса, нельзя не согласиться, что лев - существо куда более разумное и сговорчивое, чем земноводные. Существует ещё один жанр для наших чудовищ: наделять их сакральными значениями всевозможных библейских явлений.

Например, вот. Четыре погибельных царства - четыре зверя из книги пророка Даниила. Вавилонское - это медведь, Македонское - грифон, Римское - лев, и, наконец, антихристово - лютый зверь (“зверь страшен и ужасен”). Попробуйте теперь сами разгадать, где какое животное.
Вот такими изображали чудовищ наши православные иконописцы. Теперь Вы знаете, как легко уживались строгий божественный канон и мистическое мышление русского народа. Каких только монстров не придумывали в глубинке! Богатая фантазия иконописца могла и посеять ужас, и припугнуть, и оставить богословский намёк. Спасибо, что имели любопытство и набрались смелости разгадывать древние загадки вместе с нами.
Made on
Tilda