Что обычно приходит на ум при упоминании советского стекла? Так уж сложилось, что у большинства людей оно ассоциируется с предметами утилитарно-бытовыми: графинами, салатниками, бокалами. Более искушенные ценители искусства вспомнят оригинальные изделия таких предприятий, как Ленинградский завод художественного стекла, «Красный май», «Неман» и других. И лишь немногие знают, что в советское время в Ленинграде зародилась самобытная и уникальная художественная школа, которая вывела стекло из области промышленного производства в статус самостоятельного арт-объекта.
Подсвечник "Кораблик", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, опаловое стекло, гутная техника, бульгазе, СССР, 1980-1990 гг.
Стекло не принято включать в список скульптурных материалов. Когда мы говорим о скульптуре больших форм или мелкой пластике, мы, в первую очередь, имеем в виду фарфор, дерево, металлы. Действительно, эти материалы в руках скульптора могут выразить целые сюжеты и составить композиции. Стекло же по структуре своей материал более сложный для обработки, но в то же время и самый многогранный, способный иносказательно выражать неосязаемые явления, природные стихии, человеческие чувства, эмоции. И потому оно не меньше других материалов вдохновляет художников на творческие поиски.
Самостоятельная стеклянная скульптура появилась только в ХХ веке и достаточно быстро трансформировалась в современный арт-объект, который и является предметом нашего небольшого обзора. Одним из первопроходцев в этой области стал Сальвадор Дали. На вторую половину ХХ века приходится расцвет мирового студийного движения. В СССР самым известным скульптором, создававшим скульптуры из стекла в технике моллирования, является В.И. Мухина. Спустя время скульптурную линию в новом, более абстрактном прочтении развили художники из Ленинграда. Стекло в их творчестве вышло за рамки интерьерного декора, став неординарным и самостоятельным средством воплощения авторского замысла и образа. И все же основными темами даже в самых оригинальных с точки зрения формообразования произведениях остаются природа и человек.
Работы ленинградских и петербургских художников Б.А. Смирнова, Ю.А. Мунтяна, А.М. Остроумова, Н.П. Малевской-Малевич, В.К. Маковецкого, Е.В. Лаврищевой, И.Б. Томского, В.П. Самошкиной и других представляют собой абсолютно новаторские решения. Смелый характер их творчества позволяет сказать, что некоторые новые виды искусства, появившиеся в ХХ веке (арт-объект, реди-мейд, инсталляция и др.), начали свой путь в советское время именно в стекле. В то же время, на фоне сегодняшнего многообразия новых течений в пластическом искусстве и расширения спектра применяемых материалов их стеклянные композиции не теряют своей новизны и актуальности. Подчас даже не верится, что этим работам уже несколько десятков лет, настолько современными они выглядят. Именно в стекле, столь выразительном проводнике смыслов и идей, в первую очередь проросли новейшие тенденции в искусстве и дизайне, которым стало тесно в рамках традиционных материалов.
Стеклянная скульптура ленинградской школы очень разнообразна и даже неоднородна. Стоит помнить, что работа со стеклом требует от художника не только таланта и оригинального замысла, но и технической виртуозности, глубоких теоретических познаний. Одни мастера работают в выдувной технике, создавая удивительные образы из капли стекла, другие тяготеют к оптическим эффектам, гранению и шлифовке, третьи — к плавному литому стеклу. Некоторые работы создаются по принципу жизнеподобия и узнаваемости формы, другие — по ассоциативно-образному пути, и о последних мы сегодня и поговорим.
Наталия Павловна Малевская-Малевич родилась в Ленинграде в 1945 году, ее отец — фотограф и оптик Павел Сергеевич Малевский-Малевич, мать — Марианна Владимировна Малевская-Малевич (Дементьева), историк и археолог.
Фото Наталии Павловны Малевской-Малевич
В 1969 году Н.П. Малевская-Малевич окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (кафедру керамики и стекла). С 1975 года — член Союза художников СССР. Тогда же начала вести работы по оформлению интерьеров общественных зданий. Работала на предприятиях «Восстание» и «Красный май». С 1980-х успешно совмещает в творчестве стекло и металл, выступающий в качестве основы для инсталляций.
В 1995 году работала в Корее, где исполнила композиции для «Jean Art Gallery» в Сеуле («Вечерние тени», «Стена»).
Наталия Павловна — участница множества международных и отечественных выставок, самыми крупными из которых являются «60 лет ЛОСХ» (1983 год), персональная выставка в Елагиноостровском дворце (1984 год), «Поднесение к Рождеству» (2004 год) и др.
Лосин Б. С., фотограф. Выставка "Художники России - детям" в Центральном выставочном зале. Представлены, в том числе, работы Н.П. Малевской-Малевич. Источник: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
Творчеству Наталии Павловны свойственна, с одной стороны, импровизация, которая всегда рождает индивидуальные, ни на что не похожие образы. С другой стороны, создаваемую ей стекольную форму нельзя считать случайной: художница буквально мыслит ею и при создании произведения максимально точно попадает в творческий замысел и собственное настроение. Через стекло Наталия Павловна раскрывает свободу самовыражения, индивидуальный способ общения с миром. Ее работы полны поэтического лиризма, чувства переменчивости момента, философских размышлений о тайнах бытия. Но они отнюдь не беспредметны, в них читается понимание архитектоники формы, ее неслучайность и выверенность, композиционная целостность, и в этом чувствуется влияние традиций ленинградской художественной школы.
«Стекло — это и капля, и отраженный звук, и свет, и перегородка между двумя мирами. Стекло — это галактика», — говорит сама Наталия Павловна.
Работы художницы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музея-заповедника «Загорск», Центрального выставочного зала «Манеж», в частных собраниях в России и за рубежом.
Малевская-Малевич Н.П. Скульптура декоративная "Дракон", 1996-1997 гг. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. Источник: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
Теперь и наша галерея может похвастаться несколькими уникальными, неповторимыми работами Наталии Павловны. Возможно, в них каждый почувствует что-то свое, глубоко личное?
Первая из них — это трехфигурная композиция "Зимние деревья" (1986 год), выполненная из цветного и опалового стекла в гутной технике. В этой работе сочетаются одновременно и внешняя хрупкость, и мягкость очертаний, и монументальность. Округлые фигуры деревьев отличает основательность, диктуемая архитектоникой формы. Чистота и прозрачность синего стекла удачно гармонирует с мягкой опаловой дымкой. При рассмотрении композиции обратите внимание на проникающий сквозь фигуры свет, который задает неповторимое философско-лирическое настроение, характерное для работ Наталии Павловны. Через очищенную от детализации и в то же время весьма узнаваемую форму заснеженных деревьев с помощью игры оптическими свойствами цветного стекла зрителю сообщается и прохлада мороза, и мягкость снега.
Композиция декоративная трехфигурная "Зимние деревья", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, цветное стекло, опаловое стекло, гутная техника, СССР, 1986 г.
Продолжает зимнюю тему двухфигурная композиция "Заморозки" (1989 год) из цветного стекла. Простая и гармоничная шарообразная форма более абстрактна, чем форма деревьев, но стоит лучам света пройти сквозь стекло, как моментально оказываешься охваченным ощущением покалывающего мороза, а стеклянная крошка на поверхности шаров кажется инеем. В этом и заключается магия работ Наталии Павловны: при ярком сквозном свете они оживают и заставляют зрителя испытывать сильнейшее эмоциональное переживание.
Композиция декоративная двухфигурная "Заморозки", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, цветное стекло, гутная техника, СССР, 1989 г.
Теме природы также посвящена четырехфигурная композиция "Осень" (1991 год) с авторской подписью. Она выполнена в иных, цилиндрических и каплевидных формах, которые также намекают нам на контуры деревьев, и даже на отблески осеннего заката, если обратить внимание на отбрасываемые тени. В данной работе марганец демонстрирует свои лучшие качества: благородство цвета, его игру и мягкие теплые переливы. И вот уже деревья становятся и не деревьями вовсе, а догорающим осенним пламенем, сообщая зрителю слегка меланхоличное настроение.
Композиция декоративная четырёхфигурная "Осень", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России (авторская подпись на дне), марганцевое стекло, гутная техника, СССР, 1991 г.
Возможно, самая лирическая, самая эмоционально насыщенная работа — это композиция "Забытая мелодия" (1980—1990-е гг.) из цветного и опалового стекла, выполненная в форме музыкальной пластинки. Основание представляет собой конус, увенчанный нежным синим цветком. Особую прелесть этой работе сообщает металлическая спираль c подвешенными на нее «капельками» из стекла, покачивающимися даже от самого легкого дуновения. Как мы уже говорили, использование металлических элементов в композиции — одна из характерных черт творчества Наталии Павловны, и металл вовсе не спорит с хрупкостью стекла, но дополняет и оттеняет его, добавляя еще больший лиризм композиции. Работа проникнута философским смыслом и, как и предыдущие, погружает зрителя в созерцательное настроение через материю.
Композиция декоративная "Забытая мелодия" в форме музыкальной пластинки, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, опаловое стекло, гутная техника, латунь, СССР, 1980-1995 гг.
Продолжение лирической линии в стеклопластике с применением металлических элементов можно увидеть в работе "Зимняя птица" в форме колокола с фигуркой птички, выполненной в технике пескоструйной обработки, на изящном кованом основании. Этот удивительный декоративный арт-объект оригинальностью формы и конструкции пробуждает не только созерцательное настроение, но и подталкивает зрителя искать ассоциативные связи, задуманные художником.
Композиция декоративная "Зимняя птица" в форме колокола, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, хрусталь, пескоструйная обработка, латунь, гальваническое серебрение, СССР, 1980-1990 гг.
Широкий диапазон творческих возможностей Наталии Павловны демонстрирует композиция "Квинтет", выполненная из стекла с цветными включениями в гутной технике с пескоструйной обработкой. Каждая фигура композиции несет в себе сильное архитектонической начало и словно поет своим собственным голосом.
Композиция декоративная "Квинтет" из пяти фигур, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, цветные включения, гутная техника, пескоструйная обработка, СССР, 1980-1990 гг.
Легкостью и воздушностью отличается композиция "Путешествие на воздушном шаре" с изображением спутника, птиц и бабочек. Художница выполняет изящный, наполненный светлым и праздничным настроением декор в технике росписи пером с белой эмалью и золотом по фону красно-янтарного оттенка.
Композиция "Путешествие на воздушном шаре" с изображением спутника, в комплекте с подставкой, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, роспись пером, белая эмаль, золото, Российская Федерация, 1994 г.
Также в галерее представлены два подсвечника "Кораблики" из синего и опалового стекла. Оба стилизованных кораблика выполнены в гутной технике с декором “бульгазе” в виде пузырьков в толще стекла. Нельзя не заметить и отсылки к антропоморфному началу в конструкции этих удивительных подсвечников.
Подсвечник "Кораблик" синего оттенка, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, гутная техника, бульгазе, СССР, 1980-1990 гг.
Мы приглашаем Вас в галерею “Однажды”, чтобы познакомиться с творчеством Наталии Павловны Малевской-Малевич и соприкоснуться с удивительным миром художественного стекла.
Автор: Ирена Мозолевская.