Если Вы любитель фарфора, особенно советского, то наверняка слышали имя Евгении Ильиничны Гатиловой, народной художницы России и одного из крупнейших советских скульпторов. Одним из ее учителей был сам А. А. Дейнека, ключевая фигура в истории советского изобразительного искусства, а ее конек – потрясающая мелкая пластика, прелестные фарфоровые статуэтки на разнообразные темы, изображающие жанровые сценки, девушек и детей за различными занятиями, животных…
Евгения Ильинична Гатилова за работой
Среди учителей Евгении Ильиничны также такие мастера, как В. И. Мухина и В. А. Фаворский, внесшие неоценимый вклад в историю советского искусства. Получение ей высшего образования пришлось на военные 1940-е годы, трудности которых, однако, не помешали Гатиловой с отличием окончить Московский институт декоративного и прикладного искусства (МИПИДИ) в отделении монументальной скульптуры. В начале своего творческого пути художница занималась именно ей, постепенно переходя к мелкой пластике, которой в итоге и прославилась. В начале 1950-х годов ее работы высоко отметил П. В. Леонов, бывший на тот момент главным художником всем известного Дулевского фарфорового завода. С уверенностью говорим, что посуда, произведенная на этом заводе, есть дома у каждого!
На заводе скульптор проработала целых 35 лет. Года эти выдались плодотворными и богатыми на целые серии работ. Среди них такие как “Женщины революции”, “Сельские мотивы”, “Человек и природа”, “Спорт” и т. д. Несомненно, повседневность обычных людей, моменты, которые можно назвать тривиальными, но приобретающие очарование и прелесть в исполнении Гатиловой, становятся главными темами ее творчества.
Работы Гатиловой создают светлый, радостный образ жизни в СССР. Часто героинями ее статуэток становятся советские труженицы, простые женщины за полезными, незамысловатыми занятиями. Они купают детей, трудятся, ухаживают за деревенской живностью, отдыхают после работы в поле, моются в бане – список можно продолжать бесконечно. Живые позы, словно пойманные “в моменте”, дают работам выразительный силуэт и помогают вдохнуть в них жизнь.
Мотив купания, воды часто встречается в работах художницы, и он отлично сочетается с создаваемым ей визуальным образом, ясным и чистым. Этот мотив позволяет изображать модель обнаженной, что Гатилова любит делать. Однако в обнаженности ее натурщиков и натурщиц нет эротизма. Женское тело трактуется ей реалистично, изображается как и его привлекательность, так и изъяны. Оно крепкое, сильное, способное трудиться – как раз то, что ценится в советском человеке.
Встречаются и образы животных. Практически всегда это крупный и мелкий скот, птица. Другими словами, сельскохозяйственная живность. Иногда анималистические образы изображены в тесном соседстве с человеческими, а иногда являются самостоятельными моделями. Очень трогателен образ лошади с жеребенком под лаконичным названием “Материнство”. Поза жеребенка точно схвачена и передает его возраст: он явно только что родился, судя по поджатым ногам и тому, что он лежит. Мама-лошадь стоит рядом и склонила голову к своему дитя, нежно касаясь его носом, обнюхивая, знакомясь со своим младенцем. Две фигуры умело вписаны скульптором в круг, что может символизировать круговорот жизни, вечное появление нового и угасание старого.
Скульптура "Материнство" ( лошадь с жеребенком) автор Гатилова Е.И. (фото из каталога Дулевского фарфорового завода)
Хочется отметить и техническое исполнение работ, а именно работу с цветом. Если полистать каталог, можно заметить, что большинство статуэток расписаны нежно, деликатно, а на некоторых цвета и вовсе сведены к минимуму: оставлены лишь важнейшие цветовые и тоновые акценты. Такой выбор не случаен! Дело в том, что Гатилова очень ценила свойства фарфора, его блеск, белоснежность, гладкость, чистоту силуэтов, которую не нарушают лишние детали. Специально ей выбираются ненавязчивые, пастельные, бледные оттенки, благодаря чему роспись как бы уступает первое место в создании впечатления от работы именно фарфору, не перебивает его. Белоснежность фарфора также создает эффект чистоты.
Помимо этого, второстепенность росписи, вероятно, связана с тем, что изначально Гатилова трудилась над монументальными работами, статуями, для которых роспись как раз не предусмотрена. Она была научена и привыкла мыслить объемами, силуэтами, формами, а не цветом и тоном. Настоящий скульптор в полном смысле этого слова!
На сегодняшний день рынок антиквариата может предложить ценителям советского фарфора статуэтки, выполненные по моделям Евгении Гатиловой, а также редкие оригинальные экземпляры. Однако поистине уникальный экспонат находится в антикварной галерее “Однажды”, расположенной в центре Москвы. Здесь можно увидеть не просто оригинальную работу великого скульптора, а работу подписную. Уникальность такого экземпляра сложно переоценить.
Статуэтка "Девочка с гусятами", автор Е.И. Гатилова, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1950-1960 гг. из коллекции Галереи "Однажды"
Статуэтка известна под названием “Девочка с гусятами”, исполнена в 1950-1960-х гг., то есть как раз в период, когда Гатилова работала на Дулевском фарфоровом заводе. Эта работа явно принадлежит серии, посвященной сельским мотивам. Объединение в одну композицию образа человека и животного – излюбленный прием художницы, который встречается, как упоминали выше, не раз. Центром группы становится миска, к которой девочка склоняется, насыпая туда из ладошек корм. Окружают ее три гусенка, двое клюют из миски, а третий изогнул шею и глядит на маленькую труженицу.
Очаровательным кажется то, что Гатиловой для изображения выбираются не взрослая птица, а именно маленькие гусята. Их возраст перекликается с возрастом девочки, и тем самым создается образ детства, молодости, новой жизни, невинности.
Работа обладает ясным, хорошо читающимся с расстояния силуэтом, а это качество очень важно для круглой скульптуры. Как и то, что с разных сторон зрителю открываются новые детали композиции, а силуэт меняется. Лишь осмотрев статуэтку со всех сторон, можно составить о сценке точное представление.
В “Девочке с гусятами” отражены все основные черты работ Гатиловой дулевского периода. Модель обнажена: девочка стоит в одних трусиках, что довершает образ деревенских будней, летнего утра, по-летнему теплой погоды. Роспись также явственно свидетельствует об авторстве Гатиловой. Она сведена к минимуму, расставлены важнейшие цветовые акценты: затонирована земля, поросшая травой, волосы девочки и наполнение миски, причем для всех этих элементов выбран один и тот же оттенок светло-коричневого, песочного. Это помогает добиться цельности впечатления, связать визуальный образ воедино. Принт на нижнем белье девочки выполнен в том же оттенке, однако работа кистью здесь отличается: вместо равномерного тона, как на волосах и земле, слегка небрежные движения кистью. Всего несколько мазков безошибочно создают эффект ткани с рисунком!
Статуэтка "Девочка с гусятами", автор Е.И. Гатилова, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1950-1960 гг. из коллекции Галереи "Однажды"
И как же неслучайно в качестве птиц-моделей выбраны именно гуси! Их белый окрас не требует совершенно никакой работы цветом. Благодаря этому, а также обнаженности героини, Гатилова (было Галитова) получает возможность к минимуму свести роспись и на первый план поставить белоснежность фарфора, продемонстрировать всю его красоту, которую она так ценила. Каждая деталь работы продумана до мелочей.
А на основании статуэтки художница оставила свою подпись, чем сделала данную работу неоценимой по своей уникальности и значимости.
Авторская подпись Е.И. Гатиловой на основании статуэтки "Девочка с гусятами"
“Девочка с гусятами” – кусочек не только творческого наследия великого советского скульптора, замечательной художницы Евгении Ильиничны Гатиловой, но и в целом отечественного декоративно-прикладного искусства. Она собрала в себе все характерные черты фарфора 1950-1960-х гг. и создает позитивный, радостный образ советского человека. Работа музейного уровня, которую можно не только увидеть в стенах нашей галереи, но и приобрести, как для своей личной коллекции, так и в качестве замечательного, бесценного подарка. В восторг от нее придут любители советского фарфора и советской эстетики. Она станет замечательным украшением интерьера, рабочего стола, кабинета...
Приезжайте посмотреть! Статуэтка дожидается своего будущего владельца, которым можете стать и Вы!
Автор: Альховская Александра