Если пройтись по антикварным магазинам и лавкам, едва ли найдется хоть одно место, в котором не представлены статуэтки Ленинградского фарфорового завода из серии «Счастливое детство». Да и наши статистические наблюдения позволяют заключить, что именно эта серия — одна из самых популярных у покупателей, причём она любима как начинающими, так и самыми взыскательными коллекционерами фарфора.
В чём же секрет успеха этих очаровательных фигурок? Период 1950-х годов — один из самых светлых в советской истории. Страна оправилась после войны, началась «оттепель», развивалась экономика и культура. Люди, нуждавшиеся в положительных эмоциях, стали украшать свои дома по мере возможностей. На эти социально-культурные запросы и откликнулись скульпторы и художники Ленинградского фарфорового завода.
Дети в колонне участников Первомайской демонстрации. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына
Именно в 1950-1960-е годы мелкая фарфоровая пластика достигла необычайного расцвета. Фигурки людей и животных тиражировались в достаточной степени для того, чтобы их могли себе позволить все советские граждане. А камерность, отсутствие широких постаментов на статуэтках позволяли органично вписать их в любой, даже самый скромный, интерьер.
Интерьер комнаты работника телефонного завода Реутова В.С. Государственное краевое бюджетное учреждение культуры "Пермский краеведческий музей
Ленинградский фарфоровый завод славится многими талантливейшими скульпторами и художниками, работавшими в жанре мелкой пластики, и сегодня мы поговорим о Галине Сергеевне Столбовой, которой и принадлежит та сама замечательная серия статуэток «Счастливое детство».
Галина Сергеевна Столбова родилась ещё до Революции, в 1908 году, Вятской губернии, в интеллигентной и обеспеченной семье. Поэтому детство её и правда можно назвать счастливым, и воспоминания о нём в дальнейшем она перенесла в свою фарфоровую пластику. Галина Сергеевна получила весьма достойное художественное образование, начавшееся с Коммерческого училища, где она познакомилась со своим наставником, по удивительному стечению обстоятельств, однофамильцем, Алексеем Ивановичем Столбовым. За училищем последовал Вятский промышленно-экономический техникум, а в 1927 году Галина Сергеевна отправилась в Ленинград.
Галина Сергеевна Столбова
В те годы существовало множество художественных объединений, самым крупным и успешным из которых была Ассоциация художников революционной России (АХР), при которой существовала своя студия. После учебы в студии, Галина Сергеевна поступила на скульптурное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Дипломной работой Столбовой стала скульптура «Испанская девушка-боец» на актуальную для того времени тему.
Согласно биографическим данным и воспоминаниям, ещё в студенческие годы Галина Сергеевна постоянно создавала наброски скульптор на тему детства, но на тот момент они ещё не сформировались в единую и законченную серию.
Галина Сергеевна была замужем за скульптором В.Ф. Богатырёвым, в 1940 году рождается их дочь Ирина, в будущем избравшая профессию родителей. Во время Великой отечественной войны Галина Сергеевна с семьёй находилась в эвакуации. Некоторое время она работала в скульптурной мастерской в родном Кирове (Вятке), затем вернулась в Ленинград, и в 1949 году начала работать на Ленинградском фарфоровом заводе.
Её статуэтки постоянно демонстрировались на внутренних и международных выставках. Несомненно, Галина Сергеевна была очень даровитым скульптором, поскольку смогла перенести в фарфор детскую наивность, доброту, радость абсолютно достоверно, искренне и виртуозно с точки зрения техники.
По воспоминаниям И.А. Широковой, жившей в то время в Кирове, Галина Сергеевна, дружившая с её матерью, часто лепила скульптурные изображения детей, и девочка сама позировала ей вместе с родственниками и друзьями. Фигурки в гипсе Галина Сергеевна и её подруга раскрашивали и продавали, что помогало выжить в это голодное время.
В будущем все эти наработки, как и студенческие эскизы, были воплощены в фарфоре. Статуэтки на тему детства отвечали потребностям граждан в добрых, светлых, положительных эмоциях, и талант Галины Сергеевны, наконец, нашёл благодатную почву для реализации.
Серия родилась из композиции «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Ключевая статуэтка была подчинена канону изображения И.В. Сталина, а дети изображены не столько в естественной обстановке, сколько за «правильными» занятиями («Юные мичуринцы», «Девочка-скрипачка»). Однако, эти статуэтки в силу малых тиражей встречаются редко, а потому и стоимость отдельных экземпляров может исчисляться сотнями тысяч рублей. Но затем, в силу положительных перемен в стране в 1950-е годы, тема детства получила возможность более свободного трактования в мелкой пластике, не будучи привязанной к личности Сталина.
Так какие же они, маленькие герои хорошо известной нам серии «Счастливого детства»?
Во-первых, это дети разных национальностей. В те годы тема дружбы народов имела колоссальное значение, поэтому внимание скульптора уделено особенностям костюма и досуга детей из разных стран и республик («Маленькая узбечка», «Мальчик с виноградом», «Узбечка с корзиной», «Негритянский мальчик с голубем», «Китаяночка»).
Статуэтка «Китаянка с веером» (Китаяночка)
Статуэтка «Узбечка, заплетающая косички»
Статуэтка «Мальчик с лошадкой»
Также многие статуэтки посвящены теме гигиены, спорта и закаливания, что было очень актуальным для тех лет («Утро», «Мальчик с полотенцем», «Зарядка», «Юная купальщица»).
В серию входят также статуэтки на тему школы, учёбы, игр («Первый счёт», «Юный гармонист», «Санитарка», «Лыжник», «Первый раз в школу», «Мальчик с собакой», «Дежурная», «Девочка с голубями», «Школьница», «Мальчик с лошадкой», «Мальчик на пляже», «Колыбельная», «Девочка с рыбкой», «Юный садовод», «Юный скульптор», «Девочка с куклой», «Мальчик с шариками», «Дрессировка» и другие).
Сегодня статуэтки из данной серии можно приобрести за суммы от пары до нескольких десятков тысяч рублей, исходя из тиража, варианта росписи, состояния и т.д. К сожалению, даже относительно недорогие статуэтки подделываются, и отличить оригинал от современной копии начинающему коллекционеру не всегда удаётся. Кроме того, покупка может нести такие риски, как скрытые дефекты, некачественная упаковка, утаивание информации о наличии реставраций.
Статуэтка «Юный пограничник с собакой»
Статуэтка «Юная купальщица»
Статуэтка «Лыжник»
В целом, дефекты таких статуэток можно разделить на критичные, сильно снижающие стоимость (крупные сколы, утраты, склейки) и на незначительные (сколы мелких деталей, которые легко восстановить при необходимости, например, на пальчиках). Также встречаются небольшие технологические дефекты глазурования, росписи и обжига, в зависимости от сортности изделия Ленинградского фарфорового завода.
В шоуруме «Однажды» представлены ключевые статуэтки из серии «Счастливое детство». Мы знаем, насколько эта серия любима нашими покупателями, поэтому очень ответственно относимся к их подбору, атрибуции, доставке и упаковке.