Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Новгородский фарфор. Завод «Пролетарий»

В 1882 недалеко от Новгорода была основана Бронницкая фабрика. Ее строительством и развитием занялся Петр Казимирович Рейхель. Ранее он работал в сфере мебельного производства. Изначально фабрика специализировалась на выпуске глиняной посуды. Украшенная незатейливой росписью посуда была простой и не отличалась качеством. Петр Рейхель предпринимал попытки модернизировать фабрику – закупал новое оборудование и стремился перейти к производству фаянса и фарфора. Однако все эти усилия не спасли предприятие от упадка.
Все изменилось в 1892 году, когда фабрика была выкуплена у Рейхеля Иваном Емельяновичем Кузнецовым, родственником Матвея Сидоровича Кузнецова, так называемого «фарфорового короля» Российской империи. Стали приглашаться высококвалифицированные мастера, которые занимались развитием технологий фарфорово-фаянсовых изделий, а простые работники приглашались из окрестных деревень. Постепенно завод полностью перестраивается. Сам Иван Емельянович к тому времени уже имел большой опыт в управлении фабриками, находившимися в его собственности – например, Волховской и Грузинской, а также стекольным заводом в Чудове. Неудивительно, что вскоре производство на Бронницкой фабрике наладилось. Ассортимент становился все более широким – теперь он включал не только столовую и трактирную посуду, но и церковные принадлежности, декоративные изделия. Большее разнообразие наблюдалось и в возникновении новых форм посуды.

«Блюдо для устриц, стилизованное под створку ракушки, фаянс, глазурь, Фабрика И.Е. Кузнецова с. Бронница Новгородской губернии, Российская империя, 1892-1917 гг.


Блюдо с изображением девушек в кимоно, фабрика И.Е. Кузнецова с. Бронницы Новгородской губернии, фаянс, деколь, роспись, золочение, Фабрика И.Е. Кузнецова, Российская империя, 1892-1913 гг.

Важно то, что продукция завода была рассчитана на людей с разным уровнем материального достатка. Конечно, не всем изделиям были свойственны одинаково высокие художественные качества. Цветочная роспись, украшавшая изделия «массового» выпуска, была простой, однако примечательной яркостью и насыщенностью используемых цветов. Более тонкий рисунок и изящная форма встречались в дорогой посуде, которая часто оформлялась золотом.
Одной из главных причин спада в производстве стала Первая мировая война, однако по-настоящему тяжелый этап в истории Бронницкой фабрики пришелся на 1917 год. Революционные события сильно затормозили все процессы, связанные с изготовлением посуды. Не хватало сырья и топлива, проблема сломавшегося оборудования не решалась, не было средств и на зарплату рабочим. Вскоре в связи с национализацией фабрика стала именоваться заводом «Пролетарий». В ходе выхода из кризиса фабрика сначала ориентировалась на прежние методы изготовления массового бытового фарфора и фаянса. Затем основное внимание решили сосредоточить уже непосредственно на фарфоре, а от производства фаянса начали отказываться. Кроме ручной росписи на заводе применялись различные техники оформления - например, деколь, трафарет и шелкографию. Художественный облик изделий со временем тоже изменился. Он стал более сдержанным и лаконичным. Частой практикой стало внесение в декор посуды агитационной составляющей. Наиболее известными художниками, которые занимались агитационным фарфором были С. В. Чехонин, М. М. Адамович, З. В. Кобылецкая, В. П. Фрезе, М. П. Кириллова и М. А. Брянцева.
Тарелка из сервиза "Новгородская стройка" ("Волховстрой") автор Т.З. Подрябинников, фарфор, деколь, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1927-1930 гг.
Соусник с зимним пейзажным декором, фарфор, деколь, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1932-1934 гг.
Набор из 4 обеденных тарелок с цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1921-1927 гг.
Однако нельзя сказать, что от декоративных традиций времени Кузнецова ничего не осталось. До 1940-х годов все еще сохранялись некоторые дореволюционные формы и мотивы. Можно было, например, встретить посуду в стиле шинуазри, что отражало стремление к подражанию китайскому фарфору и интерес к восточной культуре. К этому же времени, к 1940 году, количество выпускаемых заводом изделий в год достигло 22,5 млн. предметов. Продукция поставлялась в большое количество городов России.

Набор чайных пар в стиле шинуазри на две персоны, фарфоровый завод "Пролетарий", с. Бронницы, фарфор, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1918-1930 гг.


Тарелка десертная, фарфор, деколь, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1925-1940 гг.

К сожалению, этот взлет производства был вновь прерван – на этот раз Великой отечественной войной. В 1942 году Новгород был оккупирован, а завод столкнулся тяжелыми последствиями бомбардировок. Однако даже это не положило конец деятельности завода. «Пролетарий» был важным для города предприятием. Это был способ заработка большого количества людей, поэтому спустя всего два года процессы выпуска возобновились. В основном это была столовая посуда, качество которой становится более грубым, а оформление – еще более скромным, ведь в первую очередь нужно было обеспечить население доступной посудой.


Уже к 1950 году эта проблема оказывается решена, и завод начинает функционировать на довоенном уровне производства. Постепенно складываются коллективы профессиональных художников, при заводе открывается и ремесленное училище. Новгородские художники участвуют во всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58. Человек и прогресс» со своими произведениями декоративно-прикладного искусства. Некоторые из них, например, В. С. Тоот, З. В. Алексеева и А. И. Горина получают серебряные медали. Все это говорит о расцвете «Пролетария» и стремлении не просто восстановить уже достигнутое, но и выйти на новый уровень. Масштабная реконструкция завода в 1957-1962 годах отразилась на качестве фарфора – черепок стал более тонким и белым. В изделиях продолжали ценить лаконичность и целесообразность формы, что соответствовало новому облику жилого пространства.
Набор из двух десертных тарелок с цветочным декором, деколь, золочение, фарфоровый завод "Пролетарий", СССР, 1958-1967 гг.
Молочник горчично-жёлтого цвета с растительным орнаментом, фарфор, крытье, роспись, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1958-1967 гг.
Пара чайная с цветочным декором на красно-белом фоне, фарфор, крытье, роспись, фарфоровый завод "Пролетарий", СССР, 1939-1945 гг.
С наступлением «послеоттепельной» эпохи роспись становится более разнообразной. Художники начинают работать в индивидуальной манере, и эта вариативность художественной жизни распространяется и на фарфоровое производство.

Некоторые из художников, например, Фаина Николаевна Крохина сталкивались с проблемой замены ручной росписи технической процедурой, хотя исходный рисунок все еще требовал со стороны мастера значительных умений и креативности. Требовался новый взгляд и новый подход, с чем, впрочем, художники научились успешно справляться. Кроме Ф. Н. Крохиной большой вклад в развитие художественных традиций «Пролетария» внесли Колонистов Иосиф Павлович, Антонина Ивановна Горина, Зинаида Васильевна Алексеева, Константин Иванович Тыркин. Каждый из них работал в уникальной манере и по-разному повлиял на облик фарфоровых изделий. Константин Тыркин, например, создал большое количество оригинальных форм, которые успешно применялись как в массовом, так и в малосерийном производстве. Его тип изделия подходил как для механического нанесения декора, так и для ручной росписи. Появляются трапециевидные формы чайников, чашек, сахарниц и молочниц, имевших вид усеченного конуса.


Статуэтка "Пантера на шаре", автор С. Асерьянц, фарфор, крытье, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1970-1980 гг.
Статуэтка «Купальщица» («Юная пловчиха»), скульптор М.Е. Пермяк, фарфор, золочение, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1962 г.
Ваза-кратер с ручками в форме путти и поверхностью, имитирующей камень, фарфор, крытье, золочение, фарфоровый завод "Пролетарий", СССР, 1976-1991 гг.
Несмотря на это многообразие, у фарфора «Пролетария» сохраняются некоторые «типичные» черты. Так, например, самыми распространенными мотивами являются геометрические и цветочные орнаменты. Растительные образы часто существуют в связи с живыми впечатлениями от природы, что, вероятно, дает возможность говорить об особой тонкой эмоциональности и лиризме, который проникает в бытовую посуду. Росписи с изображениями композиций с крупными цветами по всей поверхности изделия, цветочные мотивы, заключенные в полосе, разнообразные букеты - вот примеры популярных декоративных решений.

Сувенирные изделия «Пролетария», также пользовавшиеся большим спросом, черпали образы из литературы и русской истории.

Набор из 2 стаканов "Новгород", фарфор, Фарфоровый завод «Пролетарий» (Бронница, Мста), СССР, 1976-1991 гг.

«Пролетарий» долгое время приносил практическую пользу, удовлетворяя потребность людей в удобной в быту посуде. Его отдельные произведения ценились и с эстетической, художественной точки зрения. После прекращения работы завода в 2008 году некоторые выпущенные изделия были отправлены на хранение во многие музеи России.

Made on
Tilda