После прихода большевистской партии к власти в 1917 году Императорский фарфоровый завод, до этого почти два столетия снабжавший фарфоровыми изделиями в основном исключительно царскую семью, национализируют и присваивают ему новое название: Государственный фарфоровый завод, или ГФЗ. Под этим названием он просуществует до 1925 года, и, несмотря на его непродолжительность, именно на этот временной промежуток пришелся важнейший и интереснейший пласт в истории русского фарфора – агитационный фарфор.

Агитационный фарфор – часть масштабного и комплексного плана правительства новообразовавшейся страны по революционной и советской пропаганде. Властью по достоинству оценивается то, насколько мощным средством пропаганды является визуальная культура. Постановляется уничтожать старые памятники, прославляющие царя и царскую власть, и вместо них создавать новые, воспевающие страну советов и свершившуюся революцию. Декоративно-прикладная пластика используется в государственных интересах – интересный и редкий феномен. Благодаря распространению пропаганды с помощью фарфоровых изделий достигаются одновременно две цели. Во-первых, быт граждан активно оснащается советской символикой и советскими образами. Во-вторых, фарфор, который до этого считался предметом роскоши, производимым исключительно для самых знатных особ, теперь становится доступным каждому; налаживается массовое производство фарфора. Тем самым уничтожается элитарность культуры и создается позитивный облик советской власти.

Важно было сформировать совершенно новый, явно отличный от имперских барочных и классицистических мотивов облик советского искусства. Художественным руководителем ГФЗ на тот момент выступал Сергей Чехонин, известный художник периода, имевший опыт работы не только с рисунком и живописью, но и с театральными декорациями, книжной и журнальной графикой. Во многом благодаря его заслугам на посуде появляются различные советские лозунги; шрифт при этом превращается в художественное средство.

Несмотря на новую идеологическую задачу, поставленную перед заводом, наследие, нарабатывавшееся многими десятилетиями, не было забыто и утрачено. Агитационный фарфор – далеко не все, что производится на ГФЗ. Продолжают производиться предметы с портретной живописью, парадные вазы, жанровые статуэтки и даже скульптурные композиции; произведения по-прежнему отмечены высоким качеством фарфора.

Примечательна статуэтка “Стенька Разин”, выполненная во второй половине 1920-х гг. по модели Б. Савицкого, побывавшая в стенах антикварной галереи “Однажды” во время одного из ее аукционов. Не случаен выбор персонажа для изображения: донской казак, который возглавил крупнейшее антицарское восстание допетровского времени и которого, соответственно, советская власть стремится показать героем. Действительно, поза фигуры – героическая, уверенная, а ее пропорции – слаженные и гармоничные. Статуэтка обладает большой степенью детализации: скульптурно трактованы волосы, мелкие элементы одеяния, текстура камня, на котором герой стоит как на постаменте, напоминая зрителю памятник. Роспись на статуэтке отсутствует, однако степень детализации это с лихвой компенсирует: фигура очень натуроподобна.

Статуэтка "Стенька Разин", автор модели Б. Савицкий (1924 г.), фарфор, Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), РСФСР, 1924-1930 гг.

В 1924 году завод получает новое название: Ленинградский фарфоровый завод, – а в 1925 году ему присваивается имя М. В. Ломоносова. Сокращенно – ЛФЗ.

Фарфоровые изделия использовались правительством, чтобы формировать позитивный облик советской власти не только в глазах отечественного зрителя, но и зарубежного. К таким статуэткам относится, к примеру, фигурка “Женщина Саратовской губернии” из серии “Народности России”, которая тоже побывала в стенах антикварной галереи “Однажды”. Женщина изображена в национальном костюме и в залихватской позе, уперев руки в боки; автором запечатлен момент из танца. Не только поза, но и яркие цвета росписи создают позитивное, радостное настроение. Статуэтка, очевидно, агитационная и призвана наглядно продемонстрировать, как хорошо живется в новой стране советов, как удачно проходит коллективизация.

Статуэтка "Женщина Саратовской губернии" из серии "Народности России", автор П. Каменский (юбилейная марка), фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1939 г.

Примечательно творчество Наталии Данько, одной из самых выдающихся художников завода, пришедшееся на эпоху правления Сталина и представленное различными статуэтками и прочими предметами декоративно-прикладного искусства. Выбор героев для статуэток и то, как они трактованы, создают позитивный образ советской власти и советского гражданина (или, скорее, гражданки).

Герои произведений Наталии Данько – часто девушки в различных образах за профессиональными занятиями. К примеру, вот сидит “Работница”, склонившись над советским знаменем и старательно его вышивая. Девушка одета просто, ее волосы убраны, а в облике нет лишних деталей и “украшательства”, однако пропорции ее фигурки гармоничны и слажены, а лицо молодо и красиво. Умело создан образ прилежной молодой труженицы, преданной советскому государству – образ современной советской гражданки. Для статуэток Данько характерны точно схваченные, живые позы, гармоничные пропорции, выразительные силуэты.

Статуэтка "Работница, вышивающая знамя", автор модели Н.Я. Данько, фарфор, роспись, золочение, Россия, 1980-1990 гг., Россия, 1980-1990 гг.

Одна из самых узнаваемых работ Данько – декоративная кружка-молочник в виде головы девушки в восточном головном уборе, известная под названием “Молоко”. Кружку украшает красочная, фантазийная роспись кисти А. В. Воробьевского. Лицо девушки нежное, а головной убор – богатый, позолоченный. Кружка имела много повторений и изготавливалась не только на Ленинградском фарфоровом заводе, но и на других, к примеру, на Тбилисском керамическом комбинате и Кисловодском фарфоровом заводе.

Кружка декоративная "Молоко", скульптор Данько Н.Я., художник Воробьевский А.В., фарфор, роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.

В сталинскую эпоху создаются не только фарфоровые статуэтки с очевидно провластным налетом, но и другие предметы обихода. Ниже представлена ваза авторской формы с цветочной росписью. Сама белоснежная ваза выступает фоном для прекрасных расписных цветов, будто свисающих с ободка. Роспись изобилует мелкими деталями, умело и убедительно прописаны даже самые маленькие листочки и веточки. Такой образ – прямая противоположность облику фарфорового изделия, который распространится в 1950-1960-е гг.

Ваза с цветочной росписью, автор формы С.Е. Яковлева, автор росписи В.П. Фрезе, фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1930-1940 гг.

В годы Великой Отечественной войны силы и ресурсы завода были брошены на производство запчастей для танков и другой военной техники. Однако уже в 1943 году началось налаживание производства художественного фарфора; в 1944 году заводу предстояло отпраздновать свой двухсотлетний юбилей.

Со смертью И. В. Сталина в 1953 году в советской культуре наступает новый период, получивший поэтичное название “оттепель”. Запускается процесс развенчивания культа вождя, а в искусстве наблюдается стремление к новым визуальным образам, которые бы стали олицетворением новой эпохи в истории СССР и через которые было бы показано вступление в эту новую эпоху. А декоративно-прикладное искусство снова становится своеобразным проводником идеологии в быт советского гражданина.

Именно в 1950-е годы впервые возникают типовые пятиэтажные дома – всем хорошо знакомые “хрущевки”. А вместе с типовыми домами – и потребность их обустроить. Остро стоит вопрос оформления интерьера и его художественного оформления.

Помимо прямой связи с изменениями в архитектуре, на облик декоративно-прикладного искусства эпохи также оказывают влияние идеи авангарда. Проходят выставки не только крупных отечественных художников (например, выставка работ Татлина в 1966 году), а также, что примечательно, зарубежных, таких как Пикассо (1953 год) и Леже (1963 г.). Несомненно, начинается своеобразный подъем всего советского искусства, в том числе и декоративно-прикладного.

Выводятся новые эстетические критерии: связь красоты формы с пользой и практичностью; сочетание обобщенности и условности формы с как можно большей пластической выразительностью; ориентация на лаконичность народного искусства. Начинается новая волна массового производства.

В фарфоровых произведениях ЛФЗ напрямую отразились все вышеперечисленные веяния эпохи. Происходит отказ от жанровых сценок в фарфоре, которые, как правило, изобилуют мелкими деталями, излишними подробностями. Вместо этого предпочтение отдается анималистике: образы животных имеют обтекаемые, лаконичные и выразительные формы, как раз как того требуют веяния эпохи. В антикварной галерее “Однажды” можно увидеть множество анималистических статуэток периода – как уже было указано, для эпохи характерно массовое производство. Есть как и авторские произведения, как, к примеру, статуэтка “Лань с детенышем”, так и типовые статуэтки львят, жеребят, тигрят и так далее. “Лань с детенышем” обладает выразительным, плавным силуэтом. Лаконичность образа достигается не только удачно найденным контуром, но и совершенным отсутствием росписи. Для фарфоровых произведений 1950–1960-х гг. вообще характерна деликатность и ненавязчивость росписи. Также изображениям свойственна определенная доля условности.

Статуэтка «Лань с детенышем», скульптор Ефимов И.С., фарфор, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.

Несмотря на отказ от жанровости в пользу выразительной формы, некоторые жанровые сценки продолжают исполнятся. Одиночные антропоморфные, то есть выполненные в виде людей, фигуры изображают обобщенный образ современного человека: купальщицы, пионеры, дети за различными занятиями. В статуэтках, изображающих людей, угадываются все те же характерные черты эпохи: лаконичность и выразительность образа, отсутствие излишних деталей, вторичность росписи по сравнению с белизной фарфора.

Статуэтка "Зарядка", серия "Дошкольники", автор росписи Лупанова Е. Н., скульптор Столбова Г. С., фарфор, роспись, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1959 гг.

Важнейший пласт произведений ЛФЗ периода – сервизы. Их значимость связана со стремлением обустроить быт и интерьер; силы художников завода были брошены на создание утилитарных предметов, важной части обихода. Происходит важная перемена: если раньше посуда служила своеобразным фоном для различного декора, будь то декор лепной или расписной, то теперь главную роль начинает играть форма, силуэт, которые должны сами по себе обладать большой выразительностью. Как и в статуэтках, роспись здесь уходит на второй план и служит для того, чтобы оттенить или подчеркнуть саму форму изделия. Разрабатываются характерные, хорошо узнаваемые формы, которым присваиваются имена. К примеру, предметы из чайного сервиза “Птички на закате” исполнены в форме “Эллипс”, придуманной В. Л. Семеновым.

Сервиз чайный "Птички на закате" на 5 персон (18 предметов), автор росписи (предп.) Н.П. Славина , форма "Эллипс", автор В.Л. Семенов, фарфор, роспись, золочение, цировка, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг., СССР, 1950-1960 гг.

Вплоть до начала 2000-х гг. завод продолжает выпускать фарфоровые изделия высокого качества, участвует в отечественных и международных художественно-промышленных выставках, награждается государственными премиями. В 2006 году ему возвращается историческое, исконное название: Императорский фарфоровый завод, или ИФЗ.

Интересна статуэтка “Тигр”, выпущенная в 2021 году ограниченным тиражом. Выполнена она по модели Б. Я. Воробьева, известного скульптора-анималиста, по чьим моделям начиная с 1950-х гг. и на протяжении последующих десятилетий выпускалось множество статуэток различных животных. Старая модель переосмыслена при помощи необычной, сказочной росписи в сине-золотистых тонах, созданной Т. П. Чапургиной. Советское наследие ЛФЗ чтится и не забывается, при этом ему дается современная интерпретация, самобытная и самодостаточная, совершенно не похожая на то, что создавалось на заводе в советскую эпоху.

Статуэтка "Тигр" (жизнь в удовольствие) в оригинальном футляре, ограниченный тираж, автор модели Б.Я. Воробьев, автор росписи Т.М. Чапургина, фарфор, роспись, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Российская Федерация, 2021 г.

Императорский фарфоровый завод, первая и главная фарфоровая мануфактура страны, дважды пережил смену власти, сменил несколько названий и на протяжении своей трехсотлетней истории производил большое разнообразие фарфоровых изделий. Однако, несмотря на все это, во все времена, начиная с его основания, ИФЗ оставался ведущим фарфоровым заводом в России и задавал тон всей отечественной фарфоровой промышленности. По сей день высоко ценятся как произведения ИФЗ с длинной историей, так и современные изделия, которые все так же отличает художественная выразительность и качество.

Автор: Александра Альховская