Весь XVIII век Западная Европа осваивала изготовление фарфоровых изделий, и Российская империя не стала исключением. Уже в 1744 году здесь, в Санкт-Петербурге, по указу императрицы Елизаветы Петровны, поклонницы фарфора, появляется третья по счету европейская фарфоровая мануфактура, на тридцать четыре года позже Мейсенской мануфактуры в Саксонии, самой первой во всей Европе. Первоначальное ее название - “Невская порцелиновая мануфактура”, а с 1765 года она превратилась во всем хорошо знакомый Императорский фарфоровый завод. Впоследствии завод еще несколько раз сменит свое название.

Так же, как в свое время на Мейсенской мануфактуре, где разработали и хранили в строжайшем секрете формулу европейского фарфора, на ”Невской порцелиновой мануфактуре” появился свой собственный рецепт изготовления фарфоровой массы. Сделано это было усилиями Дмитрия Ивановича Виноградова, бывшего одноклассника Михаила Васильевича Ломоносова, проходившего обучение сначала в Академии наук в России, а затем вместе с Ломоносовым – в Германии. Виноградов посредством практических опытов вывел новую формулу получения фарфора, в которой учитывались особенности местных глин, отличающихся от европейских. Помимо этого, им с нуля были разработаны рецепты глазурей и красок, проекты печей для обжига и методы формовки.

Первоначально мануфактура производила лишь небольшие предметы, например, табакерки и пуговицы; именно табакерки стали первым видом продукции, направленным на массовое производство. Однако уже в 1756 году, после того, как была сконструирована печь для обжига достаточно большого размера, русские мастера представили императрице изготовленный специально для нее сервиз – “Собственный Ея Величества”.

Тарелка из сервиза”Ея Величества” Елизаветы Петровны. Фото из каталога Государственного Эрмитажа.

Это первый сервиз, изготовленный исключительно на территории России, по выработанному здесь рецепту фарфора и из местной глины. Оформление сервиза отражает эпоху, в которую он был создан: обильный богатый декор, золото, пышные лепные гирлянды цветов свидетельствуют о моде на стиль барокко. Сервиз легко узнать по характерному, специально для него разработанному декору в виде объемной сетки, у которой на пересечениях - сиреневые незабудки. При создании сервиза мастера явно ориентируются на традиции Мейсенской мануфактуры, где формируется весь облик европейского фарфора.

При императрице Екатерине II наступает своеобразный расцвет русского фарфора. При ней “Невская порцелиновая мануфактура” переименовывается в Императорский фарфоровый завод. Пышное елизаветинское барокко сменяет строгий, гармоничный французский классицизм, что отражается и в облике фарфоровых изделий: в декоре задействованы античные орнаменты и сюжеты, преобладают геометрические, правильные и сдержанные формы. Императрица всячески покровительствует заводу и делает крупные заказы, в частности на роскошные сервизы. “Арабесковый” сервиз смело можно назвать целой скульптурной композицией в миниатюре: в него входит не только посуда, но и скульптурные аллегорические фигуры, среди которых выделяется своего рода памятник Екатерине II – имеется и высокий постамент, и даже цепная ограда, прямо как у памятника привычного размера.

Екатерина II (Подножие Ее Величества). Настольное украшение Арабескового столового и десертного сервиза. Фото из каталога Русского музея.

Каждая фигура символизирует какое-то достижение императрицы, например, присоединение новых земель, военные успехи на суше и море, а также ее благодетели, необходимые для процветания государства: Великодушие, Справедливость, Человеколюбие и Правление. Все фигурки - белые, что отсылает к облику античных мраморных статуй. В оформлении “Арабескового” сервиза можно найти все характерные черты этой эпохи в истории изобразительного искусства: увлечение античностью и прославление монарха, чья власть абсолютна.

Грузия под покровительством России. Настольное украшение Арабескового столового и десертного сервиза. Фото из каталога Русского музея.

Наследник Екатерины II император Павел также благоволил заводу и обеспечивал его дорогими заказами, в том числе, по примеру матери, на сервизы. И если сервизы, созданные в период правления Екатерины, насчитывают сотни предметов, то во времена Павла (убрала правление тоже из-за повтора) входят в моду сервизы более камерные, рассчитанные всего лишь на две персоны, а иногда и даже на одну.

Специально для Михайловского замка Павел заказывает сервиз, известный под тем же названием - “Михайловский”; он стал последним императорским сервизом XVIII века. Тарелка из этого сервиза, изображающая портрет девушки, задумавшейся над книгой, побывала в стенах антикварной галереи “Однажды” во время одного из первых ее аукционов.

Тарелка из "Михайловского сервиза", фарфор, роспись, золочение, цировка, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Российская империя, 1825-1855 гг. Один из лотов аукциона №1 антикварной галереи “Однажды”.

Если в XVIII веке облик изделий Императорского фарфорового завода и помещенные на них сюжеты были призваны славить власть монарха через всяческие аллегории, то в начале XIX века формы и сюжеты обретают конкретику. Наполеоновские войны, с которыми во многом связана эта перемена, находят прямое отражение не только в изобразительном, но и в декоративно-прикладном искусстве. Пробуждается активный интерес к патриотической тематике: вместо персонажей античных мифов художники теперь героями своих сюжетов делают простых русских крестьян и солдат; в их облике подчеркивается доблесть, мужественность, отважность. Сервиз, в котором собраны самые характерные черты искусства александровской эпохи, получил название “Гурьевский”, по имени графа Дмитрия Гурьева, под чьим покровительством находился на тот момент Императорский фарфоровый завод. Показательны тарелки сервиза, изображающие различные сцены жизни русского народа; отсюда другое его название – “Русский”. На ряд предметов помещены пейзажи Москвы и Санкт-Петербурга, скопированные с гравюр отечественных и иностранных художников. Изобразительные мотивы – явно классицистические; в оформлении предметов активно используется золото, что придает сервизу богатый, роскошный вид и таким образом прославляет Российскую империю, ее монарха и ее народ.

На протяжении всего XIX столетия Императорский фарфоровый завод активно выпускает фарфоровые изделия, по качеству не уступающие лучшему европейскому фарфору. Это не только роскошные императорские сервизы, на которые традиционно делают заказы все русские монархи столетия, за исключением Александра II, не проявлявшего к заводу особого личного интереса, но и, к примеру, парадные вазы. На них помещаются самые различные сюжеты: портреты, миниатюрная живопись, пейзажи, копии картин “старых” мастеров. На втором по счету аукционе в галерее “Однажды” в качестве топ лота была представлена такая ваза, исполненная в начале XX века и украшенная изображением зимнего пейзажа. Пейзаж выполнен в технике подглазурной росписи, которой на тот момент славится Императорский фарфоровый завод: она исполнена настолько искусно, что даже превосходит европейские образцы.

Ваза-лампа "Зима" с пейзажной росписью на тулове и с декоративными венками на металлических элементах, марка "Н II 1904" на дне, фарфор, роспись подглазурная, бронза, золочение, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), Российская империя, 1904 г.

Данная ваза с зимним пейзажем превращена в лампу, что было довольно распространенной практикой во время популярности стиля модерн.

Лампа “Азалия”. 1900-е гг. Роспись подглазурная. Бронза. Музей “Арбат Престиж”. Фото из каталога “Императорский фарфоровый завод. 1744–1904” под научной редакцией В. В. Знаменова, “Глобал Вью”, Санкт-Петербург, Москва, 2008 г.

Фарфор ценится очень высоко, а изделия из него – полноценные произведения искусства, над которыми трудятся первоклассные художники. Именно поэтому в облике и оформлении изделий из фарфора отражается смена стилей в изобразительном искусстве: елизаветинское барокко, щедрое на обильный лепной декор, сменяется рациональным гармоничным классицизмом, вслед за которым, в свою очередь, в середине XIX века приходит эклектика, черпающая вдохновение в искусстве Востока, Древней Руси, в готике. Большие стили воплощаются не только в архитектуре, скульптуре и живописи, но и в декоративно-прикладном искусстве.

В первой половине XX века Императорский фарфоровый завод претерпевает значительные изменения. В 1918 году его национализируют, и завод получает новое название – ГФЗ, то есть Государственный фарфоровый завод. Главной задачей ставится выпуск агитационного фарфора, призванного воспевать революцию. Фарфор, который всегда считался предметом роскоши, доступной лишь самым знатным особам, теперь выпускается для широких масс и становится одним из главных рупоров свершившейся революции. В 1920-х годах, золотой эпохе советского искусства, к созданию фарфоровых изделий прикладывают руку такие крупные фигуры, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Николай Суетин, Казимир Малевич и другие художники. Фарфоровая пластика все еще остается полноценным видом искусства; на этот раз в ней отражается такое авангардное направление, как супрематизм.

В середине 1920-х годов название завода снова меняется: теперь он именуется Ленинградским фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова, или ЛФЗ. Подробнее про деятельность Ленинградского фарфорового завода можно прочитать в отдельной статье.

В 2005 году заводу возвращается его первоначальное название – Императорский фарфоровый завод. Он по сей день продолжает свою деятельность, сохраняя трехсотлетние традиции русского фарфора. В антикварной галерее “Однажды” можно не только увидеть образцы фарфора XIX века, произведенные на Императорском фарфоровом заводе, но и прекрасные современные изделия: сервизы, статуэтки, чайные пары и многое другое.

Сервиз чайно-кофейный "Весенние трели" на 6 персон (20 предметов), автор формы "Классическая" - Славина Н.П., автор рисунка - Афанасьева Т.В., исполнитель - Тыркина И., фарфор, роспись, золочение, Императорский фарфоровый завод, Российская Федерация, 2004 г.

Автор: Александра Альховская