Испанский бренд Lladro (на английском читается как “Я’дро”) появился на свет в 1953 году. Основан он был тремя братьями: Хосе, Хауном и Винсенте Я’дро, на тот момент работавшими на заводе по производству керамических изделий, в их семейном доме в испанской провинции Валенсия. Изначально небольшая мануфактура выпускала различную посуду: кувшины, горшки, вазы, а с 1956 года начинается производство статуэток, которые стали визитной карточкой cтремительно развивающейся компании. В 1960-х годах она начинает свою международную экспансию: спрос на изделия растет в странах Европы, Америки, Азии.
Сегодня изделия бренда ценятся любителями фарфора по всему миру за высочайшее качество и скрупулезное внимание к каждой детали произведения. Клеймо Lladro - это знак того, что к созданию статуэтки приложили руку исключительно профессиональные скульпторы и художники, несомненные мастера своего дела.
За годы существования компании сложился определенный облик ее изделий, благодаря которому статуэтки Lladro легко узнаваемы даже без клейма. Их отличает, в первую очередь, невероятный уровень детализации. Нередко их украшают объёмные, скульптурные цветочные бутоны, где каждый лепесток непременно выполняется мастером вручную. Лепестки при этом настолько тонкие и воздушные, что бывает трудно отличить фарфоровые от настоящих. К примеру, в антикварной галерее “Однажды” можно увидеть замечательную статуэтку “Мадонна в цветах”, выполненную в 2007 году.
Статуэтка "Мадонна в цветах", скульптор Jose Javier Malavia, фарфор, роспись, Lladro, Испания, 2007 г.
У подола изящной фигурки Мадонны, облаченной в ниспадающие складки одежды и трепетно прижимающей к груди Младенца Христа, распускаются нежные бутоны лилий; ни один лепесток, ни один листик не обделен вниманием скульптора и художника. Детальность исполнения цветов побуждает зрителя подойти и рассмотреть работу поближе, обойти ее со всех сторон. Цветочные бутоны, если сравнивать их с высотой самой фигурки, кажутся исполинскими, явно чересчур большими, однако скульптор намеренно принимает такое решение насчет размерного соотношения: так сама статуэтка кажется миниатюрной, достигается эффект декоративности, благодаря чему она замечательно вписывается в интерьер.
Цвета для росписи выбираются пастельные, нежные, что можно расценить как отсылку к рококо - стилю XVIII века: кокетливому, инфантильному, узнаваемому по сочетанию розового и голубого. Девушки, изображаемые скульпторами Lladro, непременно одеты в модные платья, ниспадающие воздушными складками розовых, белых и небесно-голубых оттенков. Большое внимание уделяется проработке деталей их туалета, таких как шляпки, банты, ленты, рюши и т. д. И если вышеупомянутая Мадонна, по понятным причинам, скромно облачена в простую ткань, то, к примеру, “Две сестры”, одна с зонтиком, другая с корзиной цветов, разодеты в пышные модные платья с большими кринолинами.
Статуэтка "Две сестры", автор модели José Puche, фарфор, лепка, роспись, металл, Lladro, Испания, 1989-1990 гг.
Тщательно проработаны складки юбок, а также скульптурно оформлен орнамент тканей, из которых они сшиты: рисунок не просто нанесен красками, но еще и объемен. Детализирован каждый цветочек, что в корзинке, что в волосах одной из девушек. Особое внимание стоит обратить на зонт: он полупрозрачен, на его поверхности есть отверстия, имитирующие кружево. Для создания подобной убедительной имитации настоящую ткань окунают в еще жидкий фарфор, а затем помещают в печь: ткань сгорает, а ее текстура остается навсегда запечатлена в застывшем фарфоре. Бережное отношение к каждой детали и кропотливость работы, которые прослеживаются в исполнении этой статуэтки - это, как уже упоминалось, визитная карточка бренда. Сочетание оттенков, выбранных для росписи статуэтки, совершенно классическое: юбка одной сестры голубая, второй – розовая; также присутствуют спокойные оттенки бежевого и коричневого.
Статуэтки бренда изображают совершенно разных персонажей: дети, животные, герои литературных произведений… Список можно продолжать бесконечно. Антикварная галерея “Однажды” располагает коллекцией антропоморфных статуэток, изображающих героев различных занятий и профессий.
Статуэтка "Игрок в гольф" ("Гольфист"), фарфор, Lladro, Испания, 1977-1984 гг.
“Гольфист”, широко расставив длинные ноги, занес свою клюшку над мячом и готовится нанести удар; за спиной - открытый чехол для остальных клюшек. Персонаж вышел живым, его поза убедительна и полна движения: кажется, уже в следующую секунду изображенный молодой гольфист ее переменит и запустит в воздух мяч. В статуэтке читаются лучшие традиции фарфоровой пластики, выработанные еще на Мейсенской мануфактуре: создается она с учетом приемов изготовления полноразмерной круглой скульптуры.
А вот у своей кафедры стоит “Учительница”.
Статуэтка "Учительница" ("Юрист"), фарфор, Lladro, Испания, 1996 г.
По одежде легко угадать род ее профессиональной деятельности. В одной руке у нее сумка-дипломат, другой она придерживает стопку бумаг – материалов к уроку или, возможно, проверенных домашних заданий. Детали, дополняющие лаконичный образ учительницы, немногочисленны, но красноречивы: они рассказывают о профессии героини и побуждают зрителя додумывать сюжет статуэтки, благодаря чему изображение одинокой фигуры превращается в настоящую сценку.
Одним из символов Lladro является грустный клоун. На рынке можно найти множество его изображений в фарфоре с клеймом Lladro, будь то бюсты или фигуры в полный рост. Антикварная галерея “Однажды” также может похвастаться рядом замечательных статуэток клоунов. Вот, к примеру, так называемый “Маленький клоун”, который, слегка понурившись, стоит со связкой разноцветных воздушных шаров.
Статуэтка "Маленький клоун", автор Antonio Ramos, фарфор, роспись, Lladro, Испания, 1990 г.
В статуэтке повторяется мотив окружности: связка шаров как бы перекликается по форме с круглыми за счет широких штанов очертаниями клоуна. Круглы также и две пуговицы, и прическа, и красный клоунский нос, и пышные сиреневые рукава, – созданный образ гармоничен и тщательно продуман, каждая деталь в нем как бы перекликается с остальными. Персонаж выходит забавным, однако не лишенным психологизма: в позе и выражении лица нет веселья, клоун стоит скромно, опустив глаза вниз, что, несомненно, вызывает к нему интерес, заставляет получше в него вглядеться в попытке понять его настроение. Орнамент на одежде в виде звездочек выполнен объемно, точно так же как у “Двух сестер”. И несмотря на то, что сочетание цветов для росписи выбрано праздничное, как это и полагается для образа клоуна, их оттенки все равно приглушенные, пастельные, довольно сдержанные. Во всех изделиях Lladro строго соблюдается имидж бренда.
Специально для изделий Lladro придуман термин “высокий фарфор”. По аналогу с “высокой кухней” и “высокой модой”, этим термином обозначают самые роскошные, уникальные произведения, выпускающиеся ограниченными тиражами. Сложно переоценить, насколько кропотлив и долог процесс изготовления одного такого изделия: начиная с разработки эскиза, подробного предварительного изучения выбранного для изображения предмета и заканчивая проработкой каждой крошечной детали. Произведения “высокого фарфора” поражают воображение своей замысловатостью и убедительностью исполнения: это могут быть как отдельно стоящие фигуры, так и целые многофигурные композиции, в которых задействованы несколько персонажей. Наиболее распространенные темы для изображения – это испанские кони в богатой нарядной сбруе, человеческие фигуры в национальных нарядах (китайские императрица с императором, ацтек, артист традиционного театра кабуки), персонажи из истории, легенд, мифов, сказок (китайские драконы, Клеопатра, Золушка, вакханка и проч.), а также сценки бытового жанра (чаепитие в саду, отправление поезда, девушки, отдыхающие в саду, и проч.). Мастера-скульпторы – настоящие виртуозы, которые способны превратить бесформенную фарфоровую массу в произведение искусства, выразительное, цепляющее взгляд, поражающее воображение. Кажется, нет ничего, что им было бы неподвластно воплотить в этом пластичном материале.
Статуэтки Lladro станут замечательным украшением даже самого изысканного интерьера, а также достойным дополнением любой коллекции фарфора!
Автор: Александра Альховская