В конце 2022 года на торгах Бонамс в Нью-Йорке деревянное нэцкэ, выполненное в XVIII веке, ушло за 441 375 $. Предположительно, статуэтка изображает Шокуина, духа-хранителя горы Се. Другой рекордсмен, в виде льва Карасиси, был продан за 210000 £ в 2011 году. 185 000 $ отдали в 2009 г. за нэцкэ с подписью Химотоси Отомона “Бой Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона”. Чем же так привлекательны эти небольшие фигурки для коллекционеров?

Нэцкэ “Шокуин (?)”, автор - Санко (?), дерево, резьба, тонировка. Размер - 8,6 см. Япония, Период Эдо (1615-1868), XVIII в. Продана на аукционе Бонамс за 441 375 $

Нэцкэ “Ватанабэ-но Цун и демон Расёмон”, подпись - Химотоси Отомон. Слоновая кость, резьба, высота - 7,2 см. Япония, период Эдо (1603-1868), 1830 г. Цена на 2009 г. - 185 000 $.

Что такое нэцкэ? Разновидности и материалы

В отличие от окимоно (небольшой статуэтки для украшения дома), нэцкэ изначально имело вполне утилитарное значение. Это брелок-противовес в традиционном японском костюме, который не предполагал карманов. Мелочь, ключи, кисеты и т.д. клались в специальные коробочки инро, крепящиеся к поясу шнуром. На конце шнура и крепилось нэцкэ, имеющее два специальных отверстия (кстати, по ним и можно определить что перед вами: нэцкэ и окимоно) .

Нэцкэ на одежде

Также резной брелок выполнял выполнял функцию оберега, защищающего или приманивающего удачу. Зачастую излюбленными изображениями были боги, животные или предметы-талисманы.

Нэцкэ “Хотей”, самшит, резьба, тонировка. Япония. 1940-1950 гг. Из архива галереи “Однажды”

Формы и сюжеты нэцкэ разнообразны. За столетия использования миниатюрных фигурок (размер колеблется от 3 до 15 см) сложилась следующая классификация:

  • саси (древнейшая форма в виде закругленного бруска);
  • катабори (одна из самых популярных разновидностей: фигурки изображающие богов, героев, животных и т.д.);
  • маска (нэцкэ в виде маски персонажа японского театра Но и Кабуки);
  • мандзю (нэцкэ круглой формы, получившее название от рисовой лепешки);
  • рюса (тоже круглые нэцкэ, только внутри полые);
  • анабори (раковина с изображениями сценок внутри);
  • кагамибута (шарообразные нэцкэ с металлической крышкой);
  • итараку (в виде коробочки и шкатулки).

Нэцкэ-катобори “Два акробата”, слоновая кость, резьба, красный лак. Япония, период Мэйдзи, середина-вторая половина XIX в. Из собрания Государственного Эрмитажа

Нэцкэ-маска театра Но "Кобэсими", мастер - Рюкосай Дзюгёку. Слоновая кость, резьба, размер - 3,5х3 см. Япония, середина - вторая половина XIX в. Из собрания Государственного Эрмитажа

Нэцкэ-мандзю

Нэцкэ-рюса, автор - Наташа Попова

Нэцкэ-анабори

Нэцкэ-кагамибута

Нэцкэ резали не только из слоновой кости. В основном ее использовали мастера из Киото, Осаки и Эдо (Токио). Были популярны фигурки из лиственных пород дерева, также встречались и очень необычные материалы:

  • слоновая кость (самый ценный материал, запрещенный на сегодняшний день; нэцкэ из бивня мамонта и кости появились не так давно);
  • бивень нарвала (редчайший материал);
  • зуб бегемота (современная замена слоновой кости);
  • клык кабана (используется мастерами Ивами);
  • бивень моржа (легко узнать по характерным пятнам);
  • зуб кашалота (можно узнать, взглянув на разрезы, где видны маленькие дырочки, похоже на черные точки);
  • самшит (любимый материал в Эдо, современные нэцкэ также изготавливают из этой породы дерева);
  • орех тагуа (“растительная слоновая кость”; нэцкэ из этого материала нередко путают с нэцкэ из слоновой кости; можно отличить по отсутствию полосок, свойственных кости);
  • бамбук (редкий материал, который станет большой удачей для коллекционера);
  • металл (в основном на кагимибута);
  • фарфор;
  • лак;
  • черные кораллы умимацу (сложный материал для резки, узнаются по янтарным вкраплениям и возрастным кольцам);
  • умореги (блестящий, темно-коричневый материал с лаковым блеском);
  • янтарь.

Нэцкэ “Такарабунэ” (“Корабль семи богов счастья”), кость, тонировка, чернение. Япония, период Мэйдзи. Из архива галереи “Однажды”

История нэцкэ

Родиной своеобразных брелоков был Китай, а прототипом нэцкэ стали чжуй-цзы. Так что нэцкэ оказались заимствованными предметами гардероба. Недаром изначально их называли “тобори” (“китайская резьба”).

Первые изделия, появившиеся в XVII столетии, были очень простыми по форме. Со временем они усложнялись, превращаясь в изысканную деталь традиционного японского костюма.

Нэцкэ

В XVIII веке начинают складываться школы резчиков нэцкэ (нэцукэси) в Эдо, Осаке, Киото, Нагоя и Асакуса. Расцвет же этого искусства приходится на XIX столетие, когда уже каждая школа обрела свою яркую индивидуальность. Поэтому говоря о шедеврах той поры, мы упоминаем как ажурную тонкость, так и точную лапидарность декора.

Нэцкэ-рюса

В XX веке нэцкэ утратили свою утилитарную функцию, так как с периодом Тайсё (1912-1926 гг.) японцы перешли на европейский костюм. Однако резные фигурки не остались символом ушедшей эпохи, продолжив свою жизнь в интерьере, как элемент декора.

Персонажи и их значения

Нэцкэ и окимоно могут оказаться хорошим подарком со смыслом, как для мужчины, так и для женщины. К тому же такие предметы довольно оригинальны и не оставят равнодушными любителей Востока.

Окимоно “Музыкант с карако”, слоновая кость, резьба, тонировка, чернение. Япония, период Тайсе. Из архива галереи “Однажды”

Не обойтись без японского декоративно-прикладного искусства и тем, кто хочет грамотно обставить свой дом по фэн-шую. Бессмертные, предметы-талисманы, мифические животные - всё это приобретает определенное значение в интерьере.

Бессмертные:

  • Эбису (один из 7 богов удачи, изображается с рыбой в руках; помогает в труде и торговле; поставить лучше всего на рабочем месте);
  • Дайкоку (также один 7 богов, изображается с мешком риса и мышами; отвечает за благосостояние, ставить в паре Эбису);
  • Фукурокудзю (изображается в виде старца с вытянутой головой; отвечает за служебное благополучие, научную карьеру; входит в своеобразную триаду с Эбису и Дайкоку);
  • Дзюродзин (внешне очень похож на Фукурокудзю; отвечает за творческое долголетие и вообще за долгую жизнь);
  • Хотей (один из 7 богов счастья, изображается лысым толстяком; приносит веселье и богатство, вместе с карако (ребенком) дарует чадородие; может исполнять желания, если 300 раз погладить его живот);
  • Бисямонтен (также входит в семерку богов, изображается воином в доспехах; покровительствует военным и спортсменам, дарует уверенность в себе, бесстрашие, возвращение домой с победой);
  • Фудзин (бог ветра, изображается зеленокожим, рыжеволосым монстром с мешком на плечах; покровительствует путешественникам, которым рекомендуется брать его с собой в дорогу);
  • Бэндзайтен (богиня женского счастья, помогающая девушкам в замужестве и поиске любимого, также покровительница искусств);
  • Такарабунэ (корабль 7 богов удачи).

Окимоно “Дайкоку с крысами-сумоистами”, слоновая кость, резьба, красный лак, золочение, чернение. Япония, период Мэйдзи, 1870-1900 гг. Из архива галереи “Однажды”

Окимоно “Дзюдорзин и Бэнзайтэн”, прессованная кость, роспись. Япония, 1990-2000 гг. Их архива галереи “Однажды”

Мифические существа и животные:

  • дракон (дарует искренность, смелость, богатство);
  • кирин (японский единорог, защитник невинных);
  • баку (пожиратель страшных снов);
  • каппа (японский водяной, защищает моряков, рыбаков и морских путешественников);
  • демон-они (защита от зла, в зависимости от типа: сулит удачу и счастье или оберегает ревности и уныния);
  • обезьяна (оберегает от злых сил, дарует ловкость, хитрость, пытливый ум);
  • карп (оберег от финансовых потерь, может исполнять желания);
  • тануки (покровители питейных заведений);
  • жаба с монетой (изображается с тремя лапами, приносит достаток, успех);
  • крыса (зажиточность).

Окимоно “Крысы на кукурузе”, кость, резьба, чернение. Япония, период Мэйдзи. Из архива галереи “Однажды”

Кирин

Нэцкэ “Каппа”, самшит, оникс, резьба, тонировка. Япония, 1960-1980 гг. Из архива галереи “Однажды”

Окимоно “Тануки”, самшит, оникс, резьба, тонировка. Япония, 1950-1960 гг. Из архива галереи “Однажды”

Сколько стоят нэцкэ

Нэцкэ и окимоно вызывают восхищение у множества коллекционеров во всем мире. Об этом свидетельствуют торги на аукционах, посвященных декоративно-прикладному искусству Азии. Так коллекция Юзефа и Елены Керстин из 61 предмета была продана на аукционе в 2022 году почти за 1000000 $. Кстати, самая дорогая нэцкэ в мире, о которой упоминалось в начале статьи, как раз из этого собрания.

Окимоно “Крестьянин с карако”, кость, резьба, тонировка, чернение. Япония, период Мэйдзи. Из коллекции галереи “Однажды”

Подобный ажиотаж среди западных ценителей декоративно-прикладного искусства появился лишь в начале XX века. Мода на всё японское пришла на смену стилю шинуазри. С этого момента шедевры из страны Восходящего солнца с завидной регулярностью появляются на аукционах Европы и Америки.

Нэцкэ были классифицированы европейцами по школам, по видам, по темам. Ценность предмета стала зависеть от возраста и от сохранности. Тогда как для японцев главное в миниатюрных фигурках были пластическая выразительность, качество резьбы и оригинальность.

Цена нэцкэ периода Эдо (1603-1868)и Мэйдзи (1868-1912) может достигать десятков тысяч долларов. Особенно высоко ценятся редкие персонажи, как, например, пожиратель снов Баку, на которого не пожалели 53 000 £.

Баку

Послевоенные нэцкэ сильно проседают по цене, так как их производство было поставлено на туристический поток, качество упало. к тому же был введен запрет на использование слоновой кости. Сейчас предметы 1950-1970 гг. в зависимости от мастерства резчика можно приобрести от 3000-20000 р.

Нэцкэ “Летучие мыши”. самшит, оникс, резьба, тонировка. Япония. Из архива галереи “Однажды”

Советы новичкам

Декоративно-прикладное искусство Азии требует серьезного изучения, насмотренности и специфических знаний. Поэтому начинающим коллекционерам желательно обращаться за консультацией к проверенным специалистам. Это может быть аукционный дом, антикварный магазин или профессиональный востоковед.

Что влияет на цену предмета:

  • редкость сюжета или персонажа (тот же самый баку);
  • возраст;
  • состоянии (наличие сколов, трещин, реставраций и проч.; однако наличие реставрации не помешало нэцкэ “Шокуин” достичь на торгах 441375 $);
  • уникальность (определяется с экспертом, в данном случае играет роль множество нюансов);
  • стиль;
  • школа, мастер;
  • подпись (не всегда отсутствие подписи это плохо, многие коллекционеры предпочитают не подписные изделия, чтобы не нарваться на высококлассную копию);
  • выразительность нэцкэ;
  • материал.

Нэцкэ “Крысы с мешком риса”, самшит, оникс, резьба, тонировка. Япония. Из архива галереи “Однажды”

Без сомнения, коллекционирование нэцкэ процесс сложный, но очень увлекательный. Это соприкосновение с иной культурой, с иным менталитетом, с иной парадигмой прекрасного. И как здорово, что небольшие фигурки помогают нам соприкоснуться с удивительной цивилизацией прошлого, оставившей шедевры среди утилитарных обыденных вещей.