Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Никольский (Бахметевский) хрустальный завод

Художественное стекло на протяжении многих лет было стержнем мира декоративного производства.

Российское художественное стеклоделие расцвело в 18-19 веке. Большая часть этих предприятий были частными, принадлежащими помещицким семьям, которые нанимали крепостных для работы.

В середине 18 века появились предприимчивые купцы, понимающие нужды российского рынка. Они сумели эффективно наладить выпуск художественного стекла. К началу 19 века в Российской Империи во всю мощь работало огромное количество хрустальных фабрик.
Алексей Иванович Бахметев основал в Пензенской губернии, рядом с поселениями Никольское и Пестровка, завод по производству стекла и хрусталя. Он славился качеством своей продукции, стал ориентиром для других производителей. Бахметевский хрусталь считался воплощением роскоши и изысканности. На производстве использовали инновационные для того времени технологии и технику, включая режим нагрева в специальных печах, а также насыщение стекла драгоценными металлами. Это делало его изделия особенно ценными и желанными для российских и зарубежных покупателей.

В 1763 году Алексей Иванович Бахметев получил разрешение от императрицы Екатерины II на открытие собственной стекольной фабрики в своем поместье, которое находилось недалеко от Москвы. Бахметев построил 3 завода, где выпускали оконное стекло, хрусталь, посуду.

После смерти Алексея Ивановича, фабриками управляла его вдова, а затем они стали наследственным имуществом их сына. Под руководством Николая Алексеевича бахметевский хрусталь стал серьезным конкурентом для других стекольных фабрик.

Продукция, созданная на заводе, отличалась своей оригинальностью, неординарностью, своеобразным стилем. Остальные производители брали пример и равнялись на Императорский стеклянный завод.

Статуэтка «Конь Никольск», "Никольско-Бахметевский хрустальный завод", Пензенская область, СССР, 1980-1990 гг.


Набор для крепких напитков, СССР, 1960-1980 гг.
Бахметевский завод также известен своими мастерами-художниками, которые создавали уникальные декоративные элементы из хрусталя. Их работы были ценными коллекционными предметами, пользовались большим спросом.

Никольские мастера грациозно обрабатывали хрусталь, оживляя его резными элементами и “алмазной гранью”. В их руках он становился поистине аристократичным и возвышенным, драгоценным камнем, сияющим на свету. Здесь, кроме прочих производств, создавалось даже молочное стекло, что было редкостью в то время. Это стало неоспоримым “козырем” Никольско-Бахметевского завода, так как такие изделия, в основном, выпускали на Императорском фарфоровом заводе.

В 1789 году Николай Алексеевич Бахметев создал музей стекла и хрусталя. Этот музей стал хрустальным садом, где каждая работа была неповторимым цветком.

Здесь собирались лучшие изделия, изготовленные никольскими мастерами. Экспозиция дополнялась экспонатами стекольного искусства из Европы, которые служили образцами для российских коллег. Бахметевский музей стекла и хрусталя стал одним из первых в России и был открыт для широкой публики. В нем собрано более 5 тысяч экспонатов, в частности, неординарные предметы мастеров стекольного дела. Музей стал популярным местом для посетителей - любителей прекрасного - тех, кто хотел увидеть авторские стеклянные шедевры.
В начале XIX века Бахметевский хрустальный завод был светилом в отрасли. Здесь, как на волшебной фабрике, рождались множество изящных хрустальных бокалов, лафитников, стопок, фужеров, конфетниц, цветочных ваз. Товары не только украшали витрины магазинов, но и дворцы членов Императорской семьи, дома высокопоставленных государственных мужей.

Александр Вершинин, один из главных мастеров завода, был истинным творцом хрусталя. Он мастерски владел техниками алмазной грани и гравировки, изобретал новые методы обработки стекла, был новатором в своем деле.

Самым значимым его изобретением, которое прославило завод и бахметевский хрусталь, стал знаменитый “вершининский стакан”. Это произведение искусства было не просто стаканом, а настоящим чудом. Его двойные стенки, как тайные врата, скрывали в себе невероятные миниатюры. Для их изготовления использовали мох, соломку, перья, бумагу и другие природные материалы. Каждое изображение было как отдельный мир, полный загадок и красоты. Взгляд на эти сокровища заставлял сердце замирать от восторга и восхищения.

Ваза для цветов, цветной хрусталь, Бахметьевский завод, Россия, 1980-1990 гг.


Ваза "Профиль Виссариона Григорьевича Белинского", СССР, 1960-1980 гг.
Завод "Красный гигант" – предприятие, которое прочно вписалось в историю российской промышленности. Его путь начался с революции 1917 года, когда Никольско-Бахметевский завод был национализирован и переименован в "Хрустальный № 1". А в 1925 году он получил новое название – "Красный гигант". Знания и опыт старых мастеров были потеряны, и, первое время, "Красный гигант" выпускал массовую продукцию низкого качества: граненые стаканы, рюмки, бокалы, бытовую стеклянную посуду.

Но завод продолжал развиваться, и в 1930-40-е годы стал одним из основных поставщиков оборонной продукции. Он выпускал оптические приборы, инструменты, оборудование для аэродромов и транспорта.

После Второй мировой войны "Красный гигант" не остановился на достигнутом. Завод активно осваивал производство новых видов технических изделий из стекла, которые использовались для оснащения московских станций метро. Это был крупный заказ, который привлек к заводу внимание и подтолкнул его к новым технологическим открытиям.

"Красный гигант" стал известен своими оптическими приборами. Трудовой коллектив создавал высококачественные оптические устройства, которые находили применение в различных областях, от науки и исследований до медицины.
Завод "Красный гигант" превратился из простой стеклодувной мастерской в многоотраслевое предприятие, играющее важную роль в развитии научно-технического прогресса страны. Его изделия заслуженно оценивались в России и за рубежом.

Даже в бурные времена военных потрясений и послевоенных испытаний мастера "Красного гиганта" не унывали, а продолжали творить, создавая неповторимые произведения. Они реализовывали самые смелые идеи, создавая сервизы, в которых каждая чашка и тарелка – произведение искусства. Совместно с известным скульптором Верой Мухиной, заводом "Красный гигант" был выпущен "Кремлевский" сервиз. Величавые формы, изящные линии хрустальных чашек и блюд создавали торжественную атмосферу.
Мастер своего дела Иосиф Чайков создал настоящую оду стеклянному искусству - авторскую вазу-фонтан, высотой в четыре метра.


Ваза для цветов, украшенная флоральным декором, Бахметьевский завод, Россия, 1980-1990 гг.

Завод "Красный гигант" стал не просто производителем стеклянных изделий, он превратился в художественную галерею, где каждое изделие – это произведение искусства.

Путь "Красного гиганта" закончился после распада СССР. Количество госзаказов для оборонной промышленности сократилось, накопились долги, а в 2005 году последовало банкротство предприятия. В 2008 году на заводе была остановлена работа и прекращен выпуск продукции.
Made on
Tilda