Режим работы:
с 11:00 до 21:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Дулёвский фарфоровый завод

Пожалуй, у каждого крупного советского фарфорового завода был собственный узнаваемый стиль и художественный язык. Дулёвский фарфоровый завод — наглядное тому подтверждение.

Именно изделия Дулёвского фарфорового завода, а особенно пышные сервизы и чайные пары, обладают поистине национальным характером, дарят ощущение праздника, излучают жизнелюбие и буквально созданы для настоящих русских чаепитий.

Статуэтки Дулёвского фарфорового завода также соответствуют этим тенденциям: русские и восточные красавицы, сказочные герои, играющие дети — все эти мотивы, воплощённые в фарфоре, привлекают коллекционеров своей яркостью, выразительностью и искренностью.

Фото Дулёвского фарфорового завода

Набор из трёх чайных пар с декором в виде веточек чертополоха, Товарищество М.С. Кузнецова в Дулёво, Российская империя, 1864-1889 гг.
Через некоторое время Дулёвский завод перешел под управление Товарищества знаменитого Матвея Сидоровича Кузнецова, получившего звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. К художественной работе на заводе привлекались известные живописцы. В частности, в 1899 году Михаил Александрович Врубель создал эскиз, изображавший играющего на гуслях Садко, а затем завод выпустил декоративное блюдо с этим былинным мотивом.

В начале ХХ века на заводе трудилось более двух тысяч человек, вокруг росли поселения рабочих, появлялись учебные заведения, что говорило о развитии и процветании предприятия.

В коллекции галереи «Однажды» есть несколько предметов, созданных в Дулёво именно в период Товарищества. В частности, три очаровательные чайные пары с изображением чертополоха на белоснежном фоне демонстрируют тяготение к растительным мотивам, при этом чуть изогнутое тулово и ручки чашек делают их форму более сложной, праздничной.

Дулёвский фарфоровый завод начал свою работу в самом центре России, среди густых лесов, почти 200 лет назад, в 1832 году. Основал его купец Терентий Яковлевич Кузнецов. Через пару десятков лет благодаря его предприимчивости и передовому оборудованию наладилось стабильное и массовое производство фарфоровой посуды. Выбранное для завода место было благоприятным, поскольку славилось месторождениями глины, а производимый фарфор получался очень качественным. В декоре изделий преобладающим был выбран национальный стиль, отличавшийся яркостью, броскостью, тяготением к народным мотивам, берущим истоки в росписи керамики. Тогда же появились и «агашки» - цветочные мотивы, незамысловатые, но очень красивые и душевные узоры, которые стали настоящей визитной карточкой дулёвского фарфора.
В 1918 году Дулёвский завод, как и другие предприятия, национализировали в соответствии с «Декретом о национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц» и переименовали в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В те годы завод изготавливал, в основном, посуду, и старался найти баланс между старыми «кузнецовскими» традициями и требованиями советской эпохи.

Дулёвский фарфоровый завод, как и другие предприятия, в соответствии с политическими запросами, производил агитационный фарфор, в том числе ко Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Цены продаж агитационных тарелок и ваз данного периода на российских аукционах могут достигать 300 000-600 000 рублей, но такие изделия встречаются чрезвычайно редко и требуют профессиональной экспертной оценки.
В 1935 году для подготовки кадров открылся Дулёвский художественно-керамический техникум. В 1936 году при заводе была организована художественная лаборатория для разработки новых форм и эскизов.

В 1930-е годы работу на заводе начал знаменитый Пётр Васильевич Леонов (1910-1982 гг.), который, находясь на должности главного художника, смог вывести завод на качественно новый уровень и спасти его от упадка.

Петр Васильевич Леонов

Отказавшись от попыток переориентировать массовую посуду для потребителя на пропагандистскую, он вновь обратился к народным традициям и создал особый декоративный язык, ставший фирменным для Дулёвского фарфорового завода на долгие годы. Леонов был очень талантливым и деятельным художником, чутким ко всему старому, но при этом большим новатором и экспериментатором. В его ранних работах используется много декора, заимствованного из текстиля, например, ситцевый рисунок, а также обильный растительный и классический орнаменты.

Довоенные сервизы Леонова легкие, с долей стилизации и обобщения, свойственной декоративно-прикладному искусству. После войны его художественный стиль изменился: теперь краски становятся ярче, художник использует больше золота.

В 1937 году успехи Дулёвского фарфорового завода были отмечены на Всемирной выставке в Париже. Сервиз П.В. Леонова «Красавица» был удостоен золотой медали выставки и в дальнейшем выпускался на различных формах сервизов. Кстати, именно «Красавицу» мы видели в советском фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964 год) в сцене с Нонной Мордюковой, правда, там он выступает «в роли» сервиза ХIX века. Сегодня стоимость такого сервиза может доходить до 50 000 рублей.
Статуэтка "Дары хозяйки Медной горы", скульптор Кожин П.М, художник Шепелева М.М., Дулевский фарфоровый завод (Дулево), СССР, 1961 г.
Три чайные пары "300 лет воссоединения Украины с Россией", Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1954 г.
Статуэтка "Казахский мальчик с беркутом", скульптор Н. А. Малышева, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1949-1952 гг.
В годы войны завод выпускал продукцию для фронта. Но уже в 1950-е годы он смог вернуться на довоенный уровень производства, а также активно развивал работу художественной лаборатории и выпустил множество замечательных статуэток высокого художественного уровня, представлявшихся на внутренних и международных выставках. В результате скульптура А.Г. Сотникова «Сокол» получила Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году и после этого стала символом Дулёвского фарфорового завода, знакомым любому ценителю фарфора.

А.Г. Сотников (1904-1989 гг.) - выпускник ВХУТЕИНа, последователь В.Е. Татлина, один из ведущих скульпторов завода, автор более двухсот работ. Наиболее известен как скульптор-анималист, работавший в реалистической манере, также исполнял агитационный фарфор, жанровые статуэтки и т.д.
В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли Дулёвский фарфоровый завод был награжден орденом Ленина.

Некоторые художники стали стремиться к пастельным тонам в росписи посуды, к лаконичному орнаменту и лёгкости. Тем не менее, характерные для Дулёвского фарфорового завода широкий мазок, крупные формы и лёгкость оставались преобладающими. Особенно выделяются предметы с экспрессивной росписью В.К. Яснецова (1926-2005 гг.), который декорировал пейзажами буквально всю поверхность фарфора, а также изображал великолепные полевые цветы, ягоды и прочие растительные мотивы в неподражаемой манере.

В 1960-е необычайную популярность приобрел сервиз «Сирень» с двойной деколью, на внешней и внутренней поверхности чашек. Сегодня он по-прежнему не теряет популярности, особенно изделия, выпущенные в «редкие» годы, когда сервиз был менее тиражируемым.

Негатив. Автор Сотников Алексей Георгиевич. Скульптура "Сокол". Дулевский фарфоровый завод. 1957 г. Материалы из коллекции "Фототека НИИХП"


Чайный сервиз "Сирень" на шесть персон, Дулёвский фарфоровый завод, СССР, 1968 г.
Также в эти годы на заводе работали скульпторы О.М. Богданова, А.Д. Бржезицкая, Е.И. Гатилова, Н.А. Малышева, Г.Д. Чечулина. Их статуэтки стали знаковыми для завода и по сей день пользуются огромным спросом у коллекционеров.

Начиная с 1950-х скульптура малых форм на заводе развивалась в художественном смысле очень успешно, поскольку вырос спрос на данную продукцию у советских граждан, желавших украшать свои интерьеры статуэтками. Поэтому, как и на других заводах, на первый план выходят темы советского детства, сказок, а также анималистика, жанровые и бытовые сцены, балет (не в последнюю очередь благодаря гастролям советских театров в Европе в 1950-е годы).

Аста Давыдовна Бржезицкая (1912-2004 гг.), выпускница Художественного института им. В.И. Сурикова, работала штатным скульптором на заводе с 1945 по 1985 гг. и создала более пятисот работ. В её произведениях много этнографических, сказочных, цирковых мотивов, а также лиризма и романтики, поэтому её статуэтки были очень популярны в советское время. Наиболее известные её работы – это «Цыганка Земфира», «Татарский танец», «Хлеб да соль» и другие.

Ещё одной необычайно популярной работой скульптора стала статуэтка «Хозяйка Медной горы», где в сказочном образе предстаёт великолепная актриса Т.Ф. Макарова. В этой статуэтке выражена её необычайная красота одновременно с холодным, строгим характером.

Статуэтка А.Д. Бржезицкой «В жаркий полдень» - одна из самых любимых среди коллекционеров фарфора. На ней изображена молодая мама, поливающая детей из лейки. В этой искренней композиции передан и зной летнего дня, и прохлада воды, а главное – беззаботность детства и любовь матери. Статуэтка выдержана в реалистичной манере и соответствует канонам соцреализма, но красота, здоровье, простота – всё это передано естественно и не нарочито.
Статуэтка "Татарский танец", скульптор А. Д. Бржезицкая, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1955 г.
Статуэтка "Хозяйка Медной горы", автор А. Бржезицкая, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1960 г.
Статуэтка "Жаркий полдень" (экспортная марка), скульптор А.Д. Бржезицкая, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1953-1964 гг.
Ольга Михайловна Богданова (1921-2006 гг.), выпускница Московского института прикладного и декоративного искусства, также занималась скульптурой малых форм и проработала на заводе более 30 лет. Её произведения отличает большая душевность, теплота и выразительность. О.М. Богданову вдохновляли темы детства, а также сказочные мотивы. Статуэтка «Малахитовая шкатулка» («Танюшка и тятино подаренье») по мотивам сказки П.П. Бажова и в советское время, и в наши дни является едва ли не самой продаваемой и популярной у коллекционеров. Выпускалась она по модели О.М. Богдановой не только Дулёвским, но и другими заводами. Также она встречается в различных вариациях росписи, среди которых есть поистине уникальные.

Статуэтка "Малахитовая шкатулка" ("Танюшка и тятино подаренье"), скульптор О.М. Богданова, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1956-1967 гг.

Скульптурная группа "Телефонный разговор", скульптор Н. А. Малышева, Дулевский фарфоровый завод, СССР, 1954 г.
Нина Александровна Малышева (1914-1983 гг.) за время работы на Дулёвском фарфоровом заводе создала множество жанровых статуэток, изображающих её современников. Она мастерски запечатлевала в фарфоре ускользающие моменты из жизни детей, также разрабатывала темы музыки и танцев. Её работы участвовали на различных выставках. Одними из самых редких считаются композиции «Маникюр» и «Телефонный разговор», отличающиеся насыщенностью деталей и мягким, добрым юмором. Также ей свойственно очень достоверное изображение элементов одежды, которые позволяют судить о советской моде.
Фарфор лучше покупать в проверенных местах и осматривать его перед покупкой
Изделия Дулёвского фарфорового завода любимы как начинающими, так и искушёнными коллекционерами. Одни собирают редкие авторские тарелки, другие начинают утро с чая из любимой фарфоровой чашки, третьи «селят» на полках сказочных персонажей… Дулёвский фарфор советского периода можно купить по цене от нескольких сотен до миллиона рублей. Всё зависит от тиражности изделия, его состояния и способа приобретения.
Например, самыми дорогими являются статуэтки «Прогулка», «Телефонный разговор», «Газировка», «Маникюр», представляющие собой сложные композиции и изображающие повседневную жизнь советских людей. Их стоимость может колебаться от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Также рекорды по продажам бьют агитационные статуэтки: «После боя», «Голосование», «Ленин среди крестьян». А вот очаровательных плясуний, зверушек и сказочных персонажей можно приобрести за пару тысяч рублей, поскольку они выпускались большими тиражами, но при этом отличаются высоким качеством исполнения и могут стать отличным подарком или украшением дома.

Фарфор, несомненно, лучше покупать в проверенных местах и осматривать его перед покупкой. Приобретения на «блошином рынке» или через частные объявления несут различные риски. Недобросовестный продавец может утаить сведения о дефектах и реставрациях, а также некачественно упаковать предмет. Кроме того, редкие статуэтки часто подделывают, и неопытный покупатель может быть введён в заблуждение.

Фарфор - очень хрупкий материал, а потому требует особого ухода и бережного отношения. Особенно это важно для сервизов Дулёвского завода с росписью, ведь такой фарфор нежелательно мыть агрессивными средствами.

Перед покупкой посуду Дулёвского фарфорового завода обязательно нужно проверить на наличие сколов и трещин, в том числе скрытых, которые выдают себя глухим звуком при простукивании. Статуэтки также желательно осмотреть на наличие трещин, сколов и склеек. Впрочем, заводские дефекты, такие как точки и трещинки, появившиеся при запекании, не являются критичными, в отличие от приобретённых в процессе бытования. Качественная реставрация (подклейка или восстановление утраченных фрагментов), выполненная профессионалами, не является приговором для изделий и часто практически не заметна невооружённым глазом. Пожалуй, каждый коллекционер знает, что наиболее уязвимы мелкие детали, например, большая часть известных нам «Малахитовых шкатулок» встречается с утраченными бусами или зеркальцами. Тем не менее, восстановить их вполне возможно.

В галерее «Однажды» представлены различные изделия Дулёвского фарфорового завода: тарелки, сервизы, чайные пары, статуэтки, штофы… Мы гарантируем подлинность всех изделий, открытую информацию о дефектах и реставрациях, а самое главное - упакуем товар бережно и надёжно.
Made on
Tilda