Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Финифть

Финифть, относящаяся к декоративно-прикладному искусству, представляет собой живописную эмаль, предназначенную для украшения разнообразных религиозных и бытовых предметов.
Некоторые эмали можно встретить в качестве выставочных объектов в музеях, другие же относятся к «массовому производству». Ручная работа и ограниченный тираж влияют на восприятие изделия. В этом случае оно приобретает статус особенного, редкого, а значит и более ценного предмета.


Кулон - локет с изображением пейзажа, мельхиор, финифть, Россия, 2000-2015 гг.


Кольцо, выполненное в технике "скань" с вставкой финифти, мельхиор, горячая эмаль, надглазурные краски, СССР, 1970-1990 гг.


Процесс изготовления начинался с создания специальной металлической основы, которую покрывали тонким слоем стеклянного порошка, затем изделие расписывалось. Рисунок наносился тонкой кисточкой осторожными небольшими мазками, так как исправление ошибок на эмали было невозможно. После обжига в печи, куда помещали заготовку, поверхность становилась гладкой и приобретала белый окрас. Пигменты могли изменяться в зависимости от температуры в печи, которую тоже нужно было верно подобрать. Обжигов могло быть несколько, ведь и сама роспись происходила в несколько этапов – от «малевка», что означало внесение наиболее крупных элементов и основных цветов, до более мелких и тонких деталей. После каждого такого добавления изделие нужно было вновь отправлять в печь.
Эта сложная, но очень эффектная и утонченная техника появилась на Руси в X веке благодаря плотным контактам с Византией. Можно сказать, что после Крещения Руси начинается зарождение новой культуры под влиянием византийской, частью которой стала и финифть. Неудивительно, что в это время основное количество заказов поступало от церкви и искусство финифти применялось в предметах религиозного культа – например, в иконах, образках, крестах и дробницах.
Кулон - локет (подвеска) "Господь Вседержитель", горячая эмаль, надглазурные краски, мельхиор, Ростовская финифть, СССР, 1980-1990 гг.
Икона (образок) Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками), латунь, финифть (роспись по эмали), ткань, Российская империя, 1850-1900 гг.
Икона нательная "Владимирская Божия Матерь", металл, Ростовская финифть, Россия, 2000-2015 гг.

Набор из 6 чайных ложек с финифтью, мельхиор, эмаль, золочение, фарфор, роспись, Красносельский ювелирный завод, СССР, 1970-1990 гг.
Постепенно техника распространилась и на предметы более «светского» характера - подносы, блюда, часы и, конечно, украшения. Именно этим ювелирным изделиям, в том числе всевозможным кольцам и браслетам, в большей степени свойственна эстетическая динамика. В декорировании религиозных объектов гораздо строже соблюдается канон. Украшения же с большей легкостью приобретают со временем все более сложную форму, а их роспись начинает тяготеть к абстрактности и причудливости.
Два основных центра производства финифти России расположились в Сольвычегодске и Ростове. В первом из городов финифть стала называться «усольской», а спустя некоторое время такое производство наладилось и в Вологде. Своего расцвета усольские эмали достигли в XVI–XVII веке, а в XVIII уже начался спад. Несмотря на то, что случае усольских эмалей этот расцвет был непродолжителен, он все равно оставил свой след, проявившийся в самобытности черт сольвычегодской школы. Для нее характерна тонкая цветная штриховка в орнаментах, подвижность и тонкость растительного рисунка. Довольно распространен усольский мотив под названием «тюльпан». Наиболее частые сюжеты и образы взяты из северного фольклора и славянской мифологии. Птица Сирин, олень Золотые Рога, всевозможные сказочные животные и персонажи населяют русское декоративно-прикладное искусство и находят свое выражение в технике финифти.
Промысел ростовской финифти, сформировавшийся во второй половине XVIII века, сыграл совершенно особую роль в развитии этого вида творчества. Эмаль существовала наряду с техникой филиграни - таким образом изображение дополнялось изящным узором. Самым распространенным типом финифти считается цветочное, растительное или пейзажное изображение на бело-голубом фоне, помещенное в ажурное обрамление.
Серьги с изображением цветов, металл, горячая эмаль, надглазурная роспись, Ростовская финифть, СССР, 1970-1990 гг.
Кулон с цепочкой, металл, фарфор, финифть, СССР, 1980-1990 гг.
Кулон (подвеска) с изображением цветов, горячая эмаль, надглазурные краски, мельхиор, Ростовская финифть, Россия, 2000-2015 гг.
Во второй половине ХIХ века зажиточные горожане все чаще начинают заказывать портреты в технике финифти. Важно и то, что наиболее качественные образцы ростовской финифти оказывались в прочной связи с изменениями, происходившими в русском искусстве. Барокко, классицизм, историзм, модерн так или иначе влияли на художественные решения в росписи эмали, которая в свою очередь жадно «впитывала» новое.

Спрос на финифть спадает к началу XX века, а сами предметы становятся все более шаблонными и упрощенными, уже лишенными ориентации на искусство профессиональной миниатюры и живописи. С приходом советской власти ситуация меняется. Искусство финифти вновь переживает возрождение, налаживается массовое производство, но задачи у нее тоже теперь новые – техника используется для создания портретов вождей, демонстрации трудовых достижений народа, побед в Гражданской войне. Деятели, добившиеся значительных результатов в своих сферах, также становились героями, запечатленными на поверхности эмали. Примером может служить миниатюра с портретом Юрия Гагарина. Интересно, что при этом сохраняется и традиционный тип живописной эмали с цветочными и растительными орнаментами.


Брошь винтажная с изображением цветов, фабрика "Ростовская финифть", металл, скань, эмаль, роспись, СССР, 1980-1990 гг.

На данный момент продолжает свою работу фабрика «Ростовская Финифть». Предприятие бережно хранит традиции одноименной техники, а также занимается их развитием.

Некоторые произведения старых и современных Ростовских мастеров хранятся в Историческом музее, Русском музее, Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, музее-заповеднике ''Ростовский Кремль''. Это еще раз подчеркивает культурную значимость изделий, настолько высоко оценённых.

Финифть находится на стыке искусства и ремесла, массовости и уникальности, сохранения традиций и готовности к изменениям. Предметы, декорированные в технике финифти приносят эстетическое удовольствие, а также отражают облик своего времени.

Made on
Tilda