Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин


Посуда и столовые приборы Фраже

В 1815 году, после завершения Наполеоновских войн и проведения Венского конгресса, в состав Российской империи вошло царство Польское, получившее собственную конституцию, автономию, свободу слова и печати. Поначалу поляки приняли Александра I весьма благосклонно, ведь он поддерживал либеральные настроения. В будущем ситуация переменилась: Польша лишилась ряда свобод, что привело к оппозиционным восстаниям. Тем не менее, экономика Польши развивалась в середине ХIХ века весьма активно. Новые таможенные тарифы и отмена внутренней границы способствовали выгодной торговле. Также новые предприятия получали субсидии от государства. В этих благоприятных условиях промышленность переживала расцвет.
К середине XIX века европейские промышленные достижения позволили соединить эстетику и функциональность, то есть внедрить в быт обычных людей красивые изделия из недорогих материалов. В частности, в Германии, Франции, Англии активно изготавливали посеребрённые изделия методом плакирования достаточно давно и искусно. Потребность в них возникла из-за того, что серебряные произведения декоративно-прикладного искусства были доступны немногим.

В частности, в Российской империи серебряную посуду и столовые приборы приобретали в основном представители дворянства или купечества. Серебряные ложки, подстаканники, щипцы и прочие предметы были показателями статуса их владельцев. В итоге технический прогресс в сочетании со спросом привёл к тому, что в Польше стали изготавливать так называемое «накладное серебро», известное также под термином «фраже». В художественном смысле эти изделия могли посоперничать с немецкими и французским и вышли за рамки обычной столовой посуды.

Итак, в 1824 году предприимчивые братья Альфонс и Иосиф Фраже переехали в Польшу из Франции и вскоре открыли в Варшаве фабрику по производству посуды и различных предметов сервировки из недрагоценных металлов (сплавов на основе меди) с плакированием серебром, наподобие фольги, и вальцовкой. В 1830-е фирма получает первую награду — серебряную медаль.



Иосиф Фраже (1797-1867)

В 1840-е Альфонс вернулся во Францию и занялся недавно изобретённой фотографией (в этом занятии ему также пригодились полученные знания по химии), но его брат продолжил дело. Уже в 1850-е Иосиф внедрил метод гальванизации, более удобный и современный, чем плакирование, а также более экономичный, ведь серебро стало возможным наносить тонким слоем. В основном, за основу изделий брался сплав меди, никеля и цинка. Нововведениям способствовало путешествие Иосифа Фраже по Европе, где он познакомился с передовыми техниками на фабриках. На своём производстве он организовал лабораторию, пригласил европейских специалистов, закупил новое оборудование. После смерти Иосифа дело перешло к сыну и внукам, которые успешно его развивали.

Вслед за предприятием Фраже открылись и другие фирмы (Норблина, братьев Хеннеберг, братьев Бух, Плевкевича), между ними даже была своего рода конкуренция. Однако, именно фамилия Фраже прочно ассоциируется с изделиями из накладного серебра и даже стала именем нарицательным.

В статье «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще. Взгляд на выставку промышленных изделий в Варшаве», опубликованной в журнале «Отечественные записки» в 1846 году писали, что Иосиф Фраже «принадлежит к числу людей, занимающихся избранной отраслью промышленности с любовью и полным знанием дела». А в «Обозрении Санкт-Петербургской Выставки Русской Мануфактурной Промышленности 1861 года» говорится, что на фабрике Фраже трудилось на тот момент 240 рабочих, а также имелась мощная паровая машина. На той выставке было представлено несколько изделий из мельхиора, но самыми дорогими были посеребрённые чайные сервизы, подсвечники и самовары.

Фабрика Фраже всегда получала множество почётных наград на выставках, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде удостоилась высочайшего звания «Поставщика двора Его Императорского величества» и золотой медали. Изделия фабрики Фраже поставлялись к королевским домам Румынии и Сербии, а также в Персию.
Магазины и склады Фраже располагались по всей Российской империи.

Увы, после распада Российской империи рынок сбыта сократился и дела фабрики пошли на спад, а с началом Второй мировой войны она по очевидным причинам закрылась и возобновила свою работу после окончания войны в качестве государственного предприятия.


Всероссийская художественная выставка в Москве 1882 года.
Витрина мельхиоровых изделий Иосифа Фраже
Фраже и художники его фабрики сумели найти баланс между функциональностью и красотой, остро чувствовали тенденции времени и смены стиля. Например, на рубеже веков часто использовались рокайльные, египетские, древнерусские мотивы. Но наибольших успехов предприятие добилось в изделиях, выдержанных в стиле модерн.
Массовая продукция фабрики Фраже была недорогой, но это не касалось сложных изделий (фруктовниц, сервизов, самоваров).

Полный перечень изделий можно найти в опубликованном прейскуранте фабрики. Там можно встретить церковную утварь, вазы, подсвечники и канделябры, меноры, подстаканники, самовары, ведёрки, круэты и столовые передачи, сахарницы, молочники, зеркала, и, конечно, простые и функциональные столовые приборы (вилки, ложки, ножи, щипцы). Некоторые предметы комбинировались со стеклом, например, фруктовницы, солонки, графины.
Работы Фраже из торгового каталога 1909 г
Работы Фраже из торгового каталога 1909 г
Работы Фраже из торгового каталога 1909 г
Увы, после революции изделия из накладного серебра стали восприниматься советскими людьми как отголоски мещанства. Упоминания о них мы находим у Ильфа и Петрова, а также у М.А. Булгакова: «Вошел некто, перед которым всё побледнело и даже серебряные ложки съежились и сделались похожими на подержанное фраже».

Но сегодня изделия фабрики Фраже весьма ценятся у коллекционеров, особенно те, которые обладают яркими стилевыми признаками. Многочисленные предметы представлены в музейных коллекциях, в частных собраниях, они успешно продаются в антикварных магазинах и на аукционах.

Важную роль при их ценообразовании играет сохранность. При бережном обращении серебрение не страдает, а вот использование абразивных чистящих средств может превратить посеребрённое изделие в обычную латунь. Среди дефектов могут встречаться вмятины, царапины, деформации. Из реставрационных вмешательств наиболее распространена пайка изделий. Также все изделия Фраже имеют клейма, на которых указывается способ нанесения покрытия.
Изделия Фраже могут стоить более 100 000 рублей
Цены на изделия Фраже зависят от их художественного уровня и, как было сказано ранее, от состояния сохранности. Так, самые простые приборы можно купить за несколько сотен рублей. А вот подстаканники, вазы, подносы, подсвечники в хорошем состоянии стоят от 5 000 - 10 000 рублей и выше. Самовары, чайные сервизы порой набирают на аукционах более 100 000 руб.

При покупке изделий фабрики Фраже стоит обратить внимание на состояние их сохранности. Покупка у недобросовестного продавца через Интернет может быть рискованной из-за некачественной упаковки, в результате чего изделие деформируется при транспортировке. Также дефекты могут быть не отражены на фото. Кроме того, дорогие и редкие изделия стоит проверить на подлинность клейм. На блошиных рынках, чаще всего, представлены изделия достаточно подержанные, утратившие серебрение. Найти изделие в первозданном виде — большая удача.

В галерее «Однажды» мы рады предложить нашим покупателям предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные на фабрике Фраже. Мы гарантируем полную и достоверную информацию об изделии, а также бережную упаковку.

Made on
Tilda