Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

История стеклозавода «Неман»: от аптекарского стекла до кобальтовой нити

Серию статей о советских предприятиях по производству художественных изделий из стекла и хрусталя мы продолжим рассказом о стеклозаводе «Неман». Сегодня он находится на территории Республики Беларусь, в Берёзовке, и продолжает успешно работать. При заводе организованы музей и магазин.
Каждый советский стеклозавод имел свой узнаваемый творческий почерк. В частности, «Неман» всегда отличался стилистическим разнообразием выпускаемой продукции, интернациональностью коллектива, активным формированием новых творческих концепций при одновременном сохранении традиций художественного стекла. Изделия «Немана» подчас поражают своей оригинальностью и футуристичностью, при этом с другой стороны завод являлся едва ли не крупнейшим поставщиком сортовой посуды в СССР.

Стеклозавод «Неман»


Вильгельм Краевский (слева) и Юлиус Столле (справа)

История предприятия в дореволюционные годы весьма увлекательна. Мы постараемся кратко осветить только самые главные ее этапы, поскольку полноценный рассказ может стать предметом полноценного научного исследования. Всё началось с маленького завода по изготовлению оконного стекла и бутылок, основанного в Лидском уезде местным помещиком и художником Зеноном Ленским. На заводе тогда работала всего пара десятков человек. Для открытия предприятия в 1883 году Ленский обращается к Лидское уездное полицейское управление с просьбой «возвести на лесной даче Заенчицы стекольный завод». Вскоре пристав уезда выдает соответствующее разрешение. А в 1891 году завод сдается в аренду новой компании «Столле и Краевский».
Теперь мы переходим к главным героям этой истории. Юлиус (Юлиан) Столле, уроженец Австро-Венгрии, еще до описанных событий был приглашен работать в Россию известным промышленником Сергеем Ивановичем Мальцовым. Вскоре Столле принимает российское подданство и становится руководителем художественной мастерской. В Дятьково он знакомится с инженером завода Вильгельмом Краевским. После отстранения Мальцова, которого его семья признала недееспособным, Столле и Краевский решают сменить место работы и заняться предпринимательством, а потому в 1891 году откликаются на предложение Зенона Ленского возглавить «Старую гуту». Арендаторы покупают локомобиль (самоходную машину), устанавливают новую печь и начинают производить хрустальное стекло. Завод с этого момента выпускает столовую посуду, декоративные предметы и аптекарское стекло. Продавать компаньонам производство Ленский на тот момент отказался. Параллельно арендаторы начинают строить и собственное производство на расстоянии четырёх километров, в урочище Молодино, которое открывается в 1896 году под названием «Новая гута». Старый завод Ленского получает название «Неман А», а завод фирмы «Столле и Ленский» - «Неман Б». Вдохновившись успехами соседей, владелец соседнего имения Андрей Квецинский сооружает в урочище Березовка третью гуту.
В 1899 году Зенон Ленский все же решает сконцентрироваться на художественной практике и продает завод Столле и Краевскому. В 1900 году аналогичным образом поступит Квецинский. В ходе реорганизации «Старая гута» закрывается, название «Неман А» присваивается предприятию в урочище Березовка, оба завода газифицируются. В 1897 году «Столле и Краевский» расширяют сферу деятельности и основывают фабрику оконного, зеркального и богемского стекла на станции Ганцевичи в Слуцком уезде.

Гута в Березовке

В Березовке в это время благодаря развитию производства были открыты детский сад, школа, пожарная часть и достроен мост через реку, заработали образовательные заведения, где молодежь обучали стекольному делу, в том числе привлекая лучших иностранных специалистов.
Увы, Вильгельм Краевский в 1905 году трагически погибает, утонув в Немане. Его вдова, Казимира, уступает долю Юлиусу Столле, а два сына последнего — Феликс и Бронислав — женятся на дочерях покойного Вильгельма, Станиславе и Янине, сохранив, таким образом, семейные связи. Наследники построили поблизости второй завод и купили третий, объединив их под именем "Неман". Предприятие быстро получило признание в России и Европе. В прейскуранте 1911 года покупателям предлагалось почти две тысячи видов изделий, от хозяйственной посуды и ламп до изысканных ваз и сервизов. В основном, предметы были выдержаны в стиле модерн и могли соперничать с богемским стеклом по яркости цвета и оригинальности форм.


Сахарница, завод Краевского и Столле, с. Березовка, 1904-1914 гг.


Прейскурант Юлиуса Столле, 1911 г.

Первая мировая война нанесла предприятию значительный урон: производственные корпуса и склады продукции в Березовке были сожжены при отступлении русских войск, а большая часть оборудования вывезена. После Рижского мирного договора 1921 года семьи владельцев возвратились на завод, ими была организована компания «Стеклозаводы Юлиуса Столле — Акционерное общество Неман».
Завод продолжил работу, несмотря на кризис 1930-х годов. В 1939 году Верховный Совет Белорусской ССР постановил присоединить Западную Белоруссию. После Великой Отечественной войны и оккупации предприятие почти полностью превратилось в руины. Но завод оправился и продолжил выпускать оконное и ламповое стекло. Также выпускалась прессованная цветная посуда по старым чугунным формам, и до конца 1950-х ассортимент почти не менялся. Изделия, сохранившие оттенок ар-деко, пользовались спросом у советских граждан. Но после изменения эстетических принципов в период оттепели и последующей борьбы с украшательством, начали внедряться современные формы. С середины 1950-х годов в моду вошли предметы простые и практичные, с геометрическим декором. Визитной карточкой завода по-прежнему остаются изделия из прессованного стекла дымчатого, розалинового, нежно-зеленого и голубого оттенков, но более актуальных форм. Кстати, послевоенную посуду относительно легко атрибутировать, потому что чаще всего на ней стоит клеймо «НЕМАН».


Ваза цилиндрической формы с рифлёным геометрическим декором, цветное стекло, Стеклозавод «Неман», СССР, 1950-1980 гг.


В ходе реорганизации были построены просторные корпуса, закуплена новейшая техника, стекловарение осуществлялось на газу, а лучшие изделия демонстрировались на внутренних и зарубежных выставках.
В 1959 году художественный почерк завода кардинально меняется. На работу по распределению поступают художники из Ленинграда, выпускники Художественного училища имени В.И. Мухиной: супруги В.С. Мурахвер и Л.М. Мягкова. Культурная политика того времени позволяла художникам по стеклу не только проектировать образцы для массового тиражного производства, но и создавать оригинальные авторские произведения. Поэтому на «Немане» молодые художники смогли полностью реализовать свой творческий потенциал.





Набор «Кора» карамельного оттенка (кувшин и стакан), автор В.С. Мурахвер, цветное стекло, Стеклозавод «Неман», СССР, 1960-1980 гг.

Владимир Семенович Мурахвер - художник по стеклу, живописец, график, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, член Союза художников СССР. Обучался по специальности «Художественная керамика, художественная обработка стекла». На заводе «Неман» проработал более сорока лет, возглавлял художественную лабораторию завода. Он был новатором и экспериментатором в области формы, фактуры и цвета, со своей ярко выраженной эстетической концепцией и мощным эмоциональным зарядом. Мурахвер положил начало расцвету художественного стекла на заводе и стал мастером как авторских, так и тиражных изделий, применяемых в быту (вазы, блюда, наборы и т.д.). Предпочитал работать в гутной технике.
Людмила Михайловна Мягкова - член Союза художников СССР, училась и работала вместе с супругом, занимала должность главного художника, также стала автором уникальных произведений в гутной технике и образцов для тиражного изготовления путем прессования. Её изделиям присуща образность, эмоциональность, использование мотивов живой природы в комбинации с традиционными формами.

Декоративная композиция «Золотой петушок», автор Л.М. Мягкова, завод «Неман», 1974 г.


Ваза оригинальной волнообразной формы с разводами синего цвета ("неманская нить"), автор А.Ф. Федорков, стекло, гутная техника, Стеклозавод «Неман», СССР, 1950-1970 гг.

Также одним из главных художников «Немана» стал Анатолий Федорович Федорков, работавший на Львовской фабрике стекла, на заводе «Красный май», а с 1967 — на стеклозаводе «Неман». Глядя на его работы, трудно поверить, что у него нет специального образования — Федорков самоучка, но его работы свидетельствуют о глубоком знакомстве с венецианскими кубками, римскими вазами и стеклом эпохи модерна. Федорков - участник множества выставок, победитель международной выставки стекла и фарфора 1973 года в г. Яблонец. Стекло Федоркова очень яркое и насыщенное по цвету, при этом формы простые и не вычурные. Федорков известен, в первую очередь, так называемой «неманской нитью», вибрирующей, движущейся в массе стекла. Техника расплавленного нитяного узора, применяемая Федорковым, вызывает ассоциации с древнеегипетским стеклом. По сути, каждое его произведение уникально, поскольку рисунок нити не повторяется.


Мы перечислили лишь трёх основных художников завода, но в его коллективе трудились еще десятки талантливейших стеклоделов: С. Раудвеэ, К. Вакс, В. Жохов, Т. Малышева, П. и Т. Артемовы, А. Анищик и многие другие. Характерно и то, что творческий коллектив составляли не только белорусские художники, но и мастера из Москвы, Ленинграда, Таллина и Праги, и каждый из них привнес свои индивидуальные черты, которые вступили в гармоничный синтез друг с другом.
В 1983 году, к столетнему юбилею предприятия, оно было удостоено ордена Трудового Красного Знамени. В 1985 году на «Немане» работало более 5000 человек.
Сегодня завод продолжает успешно работать и является градообразующим предприятием.

Набор из штофа и 6 стопок с лаконичным декором, стекло, золочение, Стеклозавод «Неман», СССР, 1960-1980 гг.


Набор на 6 персон для подачи крепких напитков и крепленых вин (штоф и 6 рюмок разных оттенков), стекло, люстр, золочение, Стеклозавод «Неман», СССР, 1960-1980 гг.

В коллекции галереи «Однажды» Вы найдете различные изделия стеклозавода «Неман». Мы рады предложить предметы, которые не только украсят Ваш дом, но и могут быть использованы в быту по своему прямому назначению, а именно конфетницы, фруктовницы, кружки, стопки.
Также коллекция порадует любителей художественного стекла яркими изделиями А.Ф. Федоркова и В.С. Мурахвера. Конечно же, есть и изделия из прессованного стекла различных оттенков, например, небольшие вазы-подбукетники.

Конфетница в виде корзины, автор Анатолий Федорков, цветное стекло, гутная техника, "неманская нить", Стеклозавод «Неман», СССР, 1973 г.
Made on
Tilda