Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Керосиновая лампа

«Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество
М.А. Булгаков
Отключение электричества в наше время является событием из ряда вон выходящим. Мы настолько привыкли к доступности освещения, что даже не можем представить, каково это — погружаться с заходом солнца во тьму и зажигать керосиновую лампу, наполняющую комнату тёплым огоньком…

А между тем, керосиновая лампа, как и любой светильник, по сути своей является не только техническим изделием, но и предметом декоративно-прикладного искусства, отражением вкусов времени и господствующих стилей. Источник света и век назад, и в наши дни воспринимается как важнейший элемент организации жизненного пространства и интерьера.

История керосинки очень длинная и запутанная, поскольку тесно связана с историей масляной лампы, и даже назвать конкретного её изобретателя затруднительно. Прибор этот по своей конструкции достаточно прост, однако, человечество шло к его изобретению и усовершенствованию веками. Сама идея подобного рода светильника восходит к древности и использовалась разными народами во всём мире. Только вместо топлива изначально в лампы заливали масло, поскольку керосин получили только в ХIХ веке. Древняя масляная лампа представляла собой керамический или металлический сосуд, куда заливали масло и опускали фитиль, выводя один его конец для горения наружу. В качестве доступного топлива сначала использовали животный жир, а затем научились добывать растительное масло различных видов (оливковое, льняное, подсолнечное). Свет от таких примитивных и пожароопасных осветительных приборов был очень тусклым. В Средние века в обиход вошли восковые свечи, дававшие более яркий свет и не коптившие, но они были достаточно дорогими.
Над задачей по изобретению идеального осветительного прибора трудился ещё сам Леонардо да Винчи, догадавшийся, что необходимо обеспечить приток воздуха к пламени через стекло. Однако, создать работающий образец ему так и не удалось, поскольку он пытался охлаждать стекло водой, в результате чего оно лопалось.


Джероламо Кардано (1501-1576 гг.), итальянский инженер и математик (именно в честь него, кстати, назван карданный вал), усовершенствовал эту недоработанную конструкцию. В своих трудах он описал лампу, состоявшую из резервуара и ёмкости с фитилем, куда автоматически поступала жидкость. В 1780 году французский химик Жозеф-Луи Пруст (1754-1826 гг.) внёс в этот чертёж коррективы и представил масляную лампу с боковым резервуаром, в котором масло подавалось к фитилю под собственным весом, что сделало горение более равномерным.

В 1784 году швейцарский изобретатель Франсуа Пьер Ами Арганд (1755-1803 гг.) запатентовал своё новое изобретение. Его суть заключалась в том, что воздух подавался не только снаружи, но и через середину фитиля, к центру пламени. В результате свет был в 10 раз ярче, а копоть отсутствовала, поскольку топливо полностью сгорало. Арганд подошел к вопросу комплексно и путём экспериментов создал оптимальную на тот момент конструкцию, а также постоянно изучал свойства топлива. По его мнению, лучший результат горения показывал китовый жир. «Аргандовы лампы» использовали и в Европе, и в России, но они были достаточно дорогими и сложными в обслуживании. Как правило, лампы располагались на богато украшенном основании, а вот конструктивная часть оставалась открытой, хотя иногда и украшалась плафонами.


Масляная лампа, латунь, Западная Европа, 1900-1940 гг.

Примерно в те же годы парижский аптекарь Антуан Кинкет (1745-1803 гг.) снабдил масляную лампу стеклянным футляром для усиления тяги (притока воздуха к горелке), что увеличило свечение. Стекло же одновременно защищало пламя горелки от внешних воздушных потоков. Таким образом, увеличение яркости света расширяло возможности занятий человека в быту и на работе.
Упоминание об одном из таких экземпляров мы встречаем в романе «Мадам Бовари» Гюстава Флобера: «И кинкетка с абажуром, висевшая на стене над головою Эммы, освещала все эти картины мира, вереницею проходившие перед девушкой в тишине дортуара, под далекий стук запоздалой пролетки, еще катившейся где-то там, по улицам».

Стоит отметить, что теория процесса горения в ту эпоху ещё не была изучена, а кислород открыли только в 1774 году, но при этом не считали его самостоятельным веществом. Поэтому в вопросах усовершенствования освещения все изобретатели и учёные шли экспериментальным путём. Топливо тоже имело свои недостатки либо со стороны стоимости, либо со стороны качества горения и яркости. В первой половине XIX века начали использовать наиболее дешевые из всех масел — минеральные, получаемые путём перегонки различных материалов (угля, древесины, дёгтя и др.). Нефтепромышленники при этом активно финансировали всяческие исследования и изобретения, так как понимали, что в будущем изобретение нового топлива может принести доходы их компаниям.
Наконец, в 1853 году фармацевты Игнатий Лукасевич (Jan Józef Ignacy Łukasiewicz) и Ян Зег (Jan Zeh) в аптеке «Под золотой звездой» во Львове в процессе дистилляции нефти получили керосин — более летучий, текучий и легковоспламеняющийся, чем масло. Они же переработали конструкцию масляной лампы и изобрели первую безопасную модель керосинки с помощью львовского жестянщика Адама Братковского. В том же году изделие было запатентовано и даже стало использоваться в операционных. Так, впервые керосинка помогла при удалении аппендицита пациенту в ночное время.

Горожане тут же узнали о чудесном изобретении, новость о котором разошлась по всем газетам. На самом же деле наделавший шум прибор представлял собой жестяной стакан со слюдяным окошком в верхней части, за которым горел огонь.
Ян Зег после этого полностью сконцентрировался на нефтепереработке, открыл собственную фабрику и магазин, где продавал керосин населению для освещения, а также изготавливал свечи из озокерита. По печальному стечению обстоятельств, в его магазине произошел несчастный случай из-за возгорания нефти, вытекшей из поврежденной бочки, в результате чего погибли его жена и дочь. Тем не менее, магистр фармации, хоть и был разбит горем, через некоторое время продолжил дело и открыл новую лавку. Со временем конкуренция стала так велика, что он оставил эту идею и занялся аптечным делом.

Игнатий Лукасевич был более удачлив. Он пробурил первую в Европе нефтяную скважину и основал завод в Австрийской империи, тем самым заработав огромное состояние, часть которого он тратил на благотворительные цели. В 1877 году он даже провёл Нефтяной конгресс. Также он был избран депутатом Галицкого краевого сейма и получил титул папского камергера. Но его успешную карьеру оборвала пневмония, от которой он скончался в 1882 году.

Ян Зег


Игнатий Лукасевич
Таким образом, в росписи агитационного фарфора Государственного фарфорового завода самые интересные и своеобразные решения принадлежат С.В. Чехонину, а в области фарфоровой скульптуры, также ориентированной на пропаганду и агитацию, наиболее значительный след оставили произведения Н.Я. Данько. Её персонажи являются ярчайшими иллюстрациями человеческих типов периода 1920-х годов и, в частности, НЭПа, при этом очевидно, что скульптор взяла всё лучшее из традиции русской художественной пластики начала ХХ века. Поэтому её работы не только исторически достоверны, но и необычайно занимательны.

Помимо художественной работы, на заводе в первые советские годы также велись технические изыскания. В 1923 году был выделен цех оптического стекловарения. Также завод занимался выпуском технического и химического фарфора, что расширяло возможности для художников. В 1924 года он переименован в Ленинградский фарфоровый завод, одновременно с переименованием Петрограда в Ленинград. В связи с высокими достижениями завода в 1925 году, когда Российская академия наук отмечала свое 200-летие, заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова. В будущем именно Ломоносовским фарфоровым заводом была освоена технология производства костяного фарфора.
Яркость свечения лампы зависела от качества фитиля и керосина
Изобретённый технологами керосин, в отличие от масла, легче поднимался по фитилю. Очищенный керосин не имел резкого неприятного запаха и не образовывал копоть. В быту он использовался не только для керосинок, но и для примусов и керогазов в 1920-1950-е гг. в СССР.

Что касается самой конструкции керосинки, то она была чрезвычайно проста. В нижнюю часть прибора (резервуар) наливали керосин, туда же опускали фитиль, а другой его конец зажимался поднимающим устройством в горелке и выходил из неё наверх. Фитиль поджигали, а сверху над ним устанавливали стеклянную колбу. Она защищало пламя от сквозняков, а вытянутая верхняя часть колбы обеспечивала тягу и, соответственно, процесс горения. Единственной сложностью в работе прибора оставался только механизм регулировки поднятия и опускания фитиля. Материал для фитиля и его форма в дальнейшем совершенствовались и менялись с течением времени.

Яркость свечения лампы зависела от качества фитиля и керосина, ширина фитиля измерялась в линиях (одна линия составляла около 2 мм), поэтому они назывались «трёхлинейка», «семилинейка», «двадцатилинейка». Сила пламени регулировалась поворотом шестерёнки, установленной в верхней части горелки. Чтобы очистить фитиль от нагара и обеспечить яркое свечение, а также не допускать копоти на стекле, фитиль периодически подрезался.

В 1894 году инженер А.И. Степанов, первый лауреат премии имени Людвига Нобеля, ученик и ассистент профессора кафедры химии Горного института К.И. Лисенко разработал "Основы теории ламп", что ещё более поспособствовало их распространению.
Керосиновое освещение, став безопасным, разошлось по всему миру очень быстро. Крупные предприятия появились в России, Европе, Америке. Производство керосинок и их элементов было весьма прибыльным делом, и потому многие инженеры пытались усовершенствовать конструкцию моделей. Зачастую их металлические части, например, горелки, штамповали отдельно, а стеклодувные производства трудились над созданием резервуаров, абажуров и колб. Затем все части собирались воедино.
В частности, в Австрии главные заслуги по внедрению данных приборов принадлежат Карлу Рудольфу Дитмару, торговцу масляными лампами. После появления керосина он быстро переориентировал их конструкцию под новое топливо, поняв перспективность этой идеи. Его вариации различных элементов получили более полусотни патентов, оптовая сеть распространилась по всей Европе и за её пределами. Лампа Дитмара с плоским фитилём получила название «Венская горелка». Также были популярны ветрозащитные керосиновые фонари «Летучая мышь», созданные фирмой «Fledermaus».

Керосиновые лампы XX века

Керосиновая лампа «Летучая мышь»
Наибольшего своего распространения керосиновые лампы достигли на рубеже веков. Во время Первой Мировой войны они использовались в полевых условиях, в госпиталях и лазаретах. С керосинками в руках искали бойцов после сражений, как с фонарями.

Но конкуренции с газом и электричеством они не выдержали. Сначала керосинки вытеснили из уличного освещения, а затем и из помещений, хотя еще долгое время они служили на железной дороге в качестве сигнальных устройств, а также использовались во время Великой Отечественной войны внутри квартир.
Знаменитый советский писатель и поэт С.Я. Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» писал:
«Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?

А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня…»

Картина Ткачева Сергея Петровича «Свет. Лампочка Ильича» 1972. Холст, масло
Впрочем, керосинки в деревнях встречались на протяжении всего советского времени. Сегодня по назначению их используют редко. А вот как музейные экспонаты и предметы коллекционирования многие из них заняли свою нишу.

Керосиновые лампы, по сути, раньше являлись не только осветительными приборами, но и проводниками между человеком и пространством, ведь мы получаем основную информацию об окружающем мире именно через зрение. Поэтому модели с художественной отделкой интегрировались в интерьер как доминирующие его элементы.
С ХIХ века происходили быстрые смены стилей искусстве, художественные эксперименты, обращения к национальным мотивам, и всё это сказывалось на внешнем виде керосиновых ламп.
В соответствии со вкусами времени менялись материалы для их изготовления (бронза, олово, стекло, мрамор, фаянс, фарфор), декор (листья, цветы, путти, маскароны, зооморфные элементы, фигуры, завитки) и техника (различные виды стекла, травление, майолика, литьё, нить).

Конструкция из резервуара и фитиля и в самом деле предоставляла большую художественную свободу. Непрозрачные материалы удачно скрывали фитиль в резервуарах в виде ваз. А небольшая техническая часть позволяла делать лампы даже в виде колонн с маленьким резервуаром. Во многих вариантах мы встречаем достаточно много отсылок к Античности, Ренессансу, ампиру, барокко и, конечно, модерну.
Керосиновая лампа, конец ХIХ века
Керосиновая лампа, начало ХХ века
Керосиновая лампа, ХХ век
Наиболее богато украшались банкетные лампы (для столов и гостиных комнат). Также встречаются высокие торшерные экземпляры с абажурами и опорами. Металлическая стойка в таком случае могла соответствовать любому из стилей.

Но наиболее популярными в Российской империи были стеклянные изделия. Завод Болотиных, основанный в 1859 году в деревне Ключино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, выпускал помимо прочей известной продукции лампы различных цветов (голубого, зелёного, лилово-розового), в том числе из многослойного и молочного стекла. В 1882 году А.В. Болотин был отмечен наградой "За хорошее качество окрашенной стекломассы, криолитовую массу для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен". К началу ХХ века завод практически полностью переориентировался на производство осветительных приборов. На заводе по состоянию на 1910 год выпускали ежегодно 4 миллиона ламповых стекол, более 1 миллиона ламп и более 100 тысяч абажуров. Все эти великолепные приборы представлялись на промышленных выставках, продавались в фирменных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Вышнем Волочке, а также на Нижегородской ярмарке, и экспортировались в другие страны. В 1930-е годы на данном заводе (ныне «Красный май») ещё мастерили под заказ образцы, преподносившиеся как памятные подарки, но затем и их выпуск прекратили.


Керосиновая лампа, начало ХХ века, Ключинский завод
Среди производителей осветительных приборов также был известен Торговый дом «И.А. Аболинг и Сыновья» из Санкт-Петербурга, Поставщик Двора Его Императорского Величества.

В СССР в ранние годы производство керосинок было возобновлено на национализированных предприятиях, которые выпускали их до революции. Например, одним из таких было акционерное общество Яна Серковского, получившее в концессию по договору с государством металлическую фабрику «Тремасс» в Петрограде. В 1920 году в Москве начало работать предприятие «Металламп».
Керосинка часто упоминается в литературе, запечатлевается на фотографиях, живописных полотнах и «снимается» в кино.

Например, в поэме Сергея Есенина «Пугачёв» есть следующие строки:
«Все, что отдал я за свободу черни,
Я хотел бы вернуть и поверить снова,
Что вот эту луну,
Как керосиновую лампу в час вечерний,
Зажигает фонарщик из города Тамбова».
Вот только во времена Емельяна Пугачёва ещё не было ни керосиновых ламп, ни самого керосина...
Также данный прибор мы видим на фотографии «Репин в кабинете за работой», на открытке «Песне конец», на картинах «Рыба и лампа» Д.П. Штеренберга, «Женщина с лампой» Л.В. Попова, «Зелёная лампа» Я.Я. Калиниченко и на многих других.
Керосиновая лампа – дорогой и желанный для многих коллекционеров предмет антиквариата и винтажа. Кто-то собирает исключительно лампы или их конструктивные части (например, регулировочные колёсики от горелок), а кто-то ищет единичные экземпляры для украшения интерьера. Материалы для изготовления ламп интегрируют их в область коллекционирования стекла, фарфора, фаянса.

Самый крупный в Европе музей керосиновых ламп находится в г. Кросно, Польша, на родине Игнатия Лукасевича. В России они представлены практически во всех музейных собраниях и часто демонстрируются на тематических выставках.

Приобрести старинную керосинку можно в антикварном магазине, на барахолке или через частные объявления. Однако, покупать такие предметы дистанционно у непроверенных продавцов – это большой риск. Они требуют очень тщательной упаковки и аккуратной транспортировки, а в случае несоблюдения этих условий, даже если за разбитый предмет удастся вернуть деньги, стеклянные или фарфоровые элементы уже не удастся восстановить. Резервуары, абажуры и колбы из стекла очень хрупки.

Самые дорогие среди проданных на российских аукционах керосиновых ламп выполнены из бронзы и стоили 90-180 тысяч рублей. Средние цены на экземпляры из стекла и фарфора – от 25 до 50 тысяч рублей. Небольшие керосинки можно приобрести менее чем за 10 тысяч рублей. А вот цены на аукционе Sotheby's доходят до 5000 Евро (например, таков был эстимейт шедевра из алебастра с эмалями).
В коллекции галереи «Однажды» представлены экземпляры на любой вкус. Мы постоянно пополняем нашу коллекцию.
Например, у нас есть нежная, изящная лампа на фигурной ножке с декоративной композицией в виде бабочки в окружении цветов, выполненная из молочного стекла.

Она, как и миниатюрная керосиновая лампа со стеклянным рифлёным резервуаром розового цвета, придётся по вкусу женщине.

Среди более массивных представлена вариация осветительного прибора на основании в виде колонны с капителью коринфского ордера и резервуаром, декорированным листьями аканта. Такая модель будет настоящим украшением кабинета.
Керосиновая лампа, стекло, металл, Западная Европа, 1900-1930 гг.
Керосиновая лампа, металл, камень, Западная Европа, 1880-1920 гг.
Керосиновая лампа, Завод «Металламп», Российская империя, 1900-1915 гг.
Великолепным подарком станет керосинка с туловом в виде корзины, наполненной рыбой, дичью и фруктовыми плодами, на массивных ножках с рокайльными резервами, в комплекте с легендарной горелкой "Matador Brenner".

А для ценителей модерна и цветочных мотивов мы рады предложить немецкую лампу в стиле модерн (югендстиль), украшенную цветочно-растительным орнаментом на майоликовом тулове.

Наконец, предмет поистине музейного уровня – это лампа с изображением фруктов, цветов и птиц на тулове в форме вазы и с клеймом "J.S." на дне.

Есть и простые, доступные всем модели, в том числе современные, стилизованные под старину.
Мы рады подобрать керосиновую лампу для Вашей коллекции и гарантируем качественную упаковку и бережную доставку.
Керосиновая лампа, "Matador Brenner", металл, стекло, Германия, 1900-1930 гг.
Керосиновая лампа, фаянс, майолика, металл, стекло, Stobwasser, Германия, 1880-1930 гг.
Керосиновая лампа, фарфор, роспись, золочение, латунь, Западная Европа, 1850-1900 гг.
Made on
Tilda