Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Китайский фарфоровый антиквариат

Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый.
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет.

Н. Гумилев
Декоративно-прикладное искусство Поднебесной вызывало неподдельный интерес европейцев еще со Средних веков. А в восемнадцатом столетии модное поветрие на всё китайское охватило дворы европейских монархов. Страстное желание подражать экзотическим затейливым формам породило направление “шинуазри” в частности и стиль рококо в целом. Мода на Китай не угасла и в XIX веке, разогретая опиумными войнами.

С началом ХХ столетия азиатский акцент сместился на Японию. Однако предметы быта и интерьера из Поднебесной не теряли своей ценности и стабильно вызывали восхищение западных ценителей Востока.

Всплеск интереса Советского Союза к искусству Китая возник с открытием Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран в 1949 г.. С налаживанием связей между двумя коммунистическими державами в домах советских дипломатов, ученых, партийных и культурных деятелей стали появляться удивительной красоты эмали, фарфор, лаки. Эти приметы позволительной роскоши и хорошего вкуса свидетельствовали об особом статусе их обладателей.

На сегодняшний день азиатский антиквариат может считаться устоявшимся трендом в дизайне интерьера. При общей тенденции к минимализму обращение к Японии, с ее эстетической парадигмой “ваби, саби, сибуй и югун”, кажется вполне естественным. Тогда как местами нарочитая роскошь китайского декоративно-прикладного искусства не всегда видится чем-то тождественным с современным интерьером. Однако антиквариат из Поднебесной привлекает ценителей интеллектуального пространства не меньше, чем “четыре мерила прекрасного” Страны восходящего солнца.
Когда мы говорим о материальной культуре Китая, то первое, с чем она ассоциируется, это фарфор. Да и как может быть иначе, если история белоснежного тонкостенного материала зародилась именно там VI в.?

«Как ясное небо он чист, Невесом, как бумажный лист. Прекрасен, как горный нефрит, Как горное эхо звенит…» - эти знаменитые стихи Ли Бо, жившего в IX столетии растасканы по сайтам и пабликам, упоминающим историю китайского фарфора. И глядя на лучшие образцы, вышедшие из печей Цзиндэчжэня, хочется согласиться с каждым словом придворного поэта.

Статуэтка “Хань Сян-цзы”, “селадоновый фарфор”. Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

Первый расцвет фарфорового дела пришелся на династию Мин (1368-1644), с появлением различных художественных школ, поиском новых форм, переосмыслением древних орнаментов, а также использованием эмалевой краски. Правда, к XVI веку, с бешеным ростом спроса на керамические изделия, начался упадок производства из-за снижения качества самой продукции. Новый яркий виток развития фарфоровых мастерских начался уже при новой маньчжурской династии Цин (1644-1912).

Нам известно около 8 техник росписи фарфора. “Классика” цинхуа - подглазурная роспись кобальтовой краской. Юлихун - более поздняя техника красной подглазурной росписи, появившаяся во времена династии Сун. Жизнерадостная роспись уцай - сочетание пяти цветов. Сусанцай - нанесение декора тремя красками, разделенными на изделии процарапанными линиями. Фаланцай - техника, по зрительному восприятию напоминающая клуазоне, так как расписанная эмалевыми красками поверхность немного выпуклая. Феньцай - надглазурная роспись пудровыми красками. Гуюйсюань - соединение двух техник фаланцай и феньцай, сочетание очень тонкого фарфора и изысканной росписи. Доуцай - сочетание подглазурного кобальта и надглазурных ярких красок.
Ваза, фарфор, подглазурная кобальтовая роспись. Китай, династия Мин, сер. XV в
Парные вазы, фарфор, подглазурная кобальтовая роспись. Китай, династия Цин, правление Канси (1661-1722)
Ваза "Ваньхуа" в технике клуазоне, правление Гуансюй, медь, эмаль, Китай, 1875-1908 гг.
Хотелось бы отметить, что сине-белая гамма, которая воспринимается нами как традиционная для китайского декоративно-прикладного искусства, до XV века считалась откровенным дурновкусием, ибо за хороший вкус отвечал “селадоновый фарфор”. А в XVIII столетии подобное сочетание цветов в основном появлялось на предметах, отправляющихся на экспорт. И с монохромными изделиями за сердца европейцев яростно соперничали полихромными образцы “розового”, “зеленого”, “желтого” и “черного” семейств.
Чаша, “зеленое семейство”, фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, династия Цин, правление Канси
Парные вазы, “зеленое семейство”, фарфор, наглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, династия Цин, правление Канси.
Чаша, “зеленое семейство”, фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, династия Цин, правление Канси
И если изделия в зеленой гамме изначально преобладали в правление Канси (1661-1721), то в дальнейшем моду на цвета стал диктовать Запад. Наибольший ажиотаж в Европе вызывали предметы “розового семейства”. Истинные шедевры, выполненные в разных оттенках розового от пудрового до темно-рубинового, были созданы во времена правлений Юнчжэн (1722-1735) и Цяньлун (1735-1796). Именно эти предметы ценятся выше всего на антикварном рынке.
Блюдо, “розовое семейство”, фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, династия Цин, правление Юнчжэн.
Парные вазы, “розовое семейство”, фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, династия Цин, правление Цяньлун.
Вазы, “розовое семейство”, фарфор, надглазурная роспись. Китай, династия Цин, правление Цяньлун
Более доступная категория фарфоровых изделий династии Цин, относится к XIX-ХХ вв.. Эти предметы, отличающиеся большей красочностью, гораздо чаще встречаются на аукционах и в антикварных магазинах. Единственное напоминание начинающим коллекционерам: не давайте ввести себя в заблуждения маркам XVIII века. Практика проставления подобных клейм началась еще в XIX столетии и продолжается по сей день. Поэтому нередко ошибка приводит, например, к приобретению современного чайника с меткой правления Цяньлун.

Кстати, неплохим решением для начала “китайской коллекции” может стать фарфор периода республики Гоминьдан (1912-1949) и первых лет молодой Китайской Народной Республики (1949-1960). Таким вариантом могут стать статуэтки, олицетворяющие благородные занятия. В коллекции галереи “Однажды” представлены три фигурки из этой серии: поэт Линь Бу, поэтом Ван Сичжи и Чжу Майчэн.

Статуэтка “Поэт Линь Бу”, фарфор, крытье, роспись, золочение. Фарфоровый завод в Цзиндэчжэне. Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Статуэтка “Чжу Майчэн”, фарфор, бисквит, роспись. Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Статуэтка “Поэт Ван Сичжи”, фарфор, крытье, роспись, деколь. Китай 1930-1950 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Неожиданно забавным приобретением оказываются персонажи китайской мифологии, не особо известные на территории нашего государства. Растиражированная “звездная” тройка Шоу-син, Лу-син и Фу-син, конечно, несет в себе очевидные смысловые нагрузки, понятные любому человеку, будь он азиатом или европейцем. Но насколько прекрасен экстравагантный Лань Цайхэ, обряженный в женские одежды. Этот бессмертный гуляка, беспрестанно сочиняющий стихи и не расстающийся с вином, считается покровителем садоводов. И приобретая статуэтку в виде амбивалентного божества, вы можете быть уверены, что вряд ли на российском рынке антиквариата появятся его многочисленные повторения.

Статуэтка “Лань Цайхэ”, в стиле “розового семейства”, фарфор, роспись, деколь. Китай, 1940-1950 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

Статуэтка “Люй Дунбинь и Хэ Сяньгу”, фарфор, голубая глазурь. Китай, республика Гоминьдан, 1920-1930 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Тема с даосскими бессмертными порой вырисовывается в интересную коллекцию, где ценным приобретением может стать небольшая статуэтка “Люй Дунбинь и Хэ Сяньгу”, покрытая голубой глазурью. Подобные предметы ценятся коллекционерами и найти их считается удачей.
Безусловно, мелкая пластика идеально вписывается в антикварную коллекцию увлеченных определенной тематикой людей. Но насколько адекватна китайская старина современному интерьеру? Можно ли вписать крупный предмет в минималистичный дизайн? Определенно, да. Именно такие яркие, наполненные цветом элементы создают нужные акценты и задают общий тон пространства.
Ваза напольная с лепным декором, в стиле “черного семейства”, фарфор, роспись. Китай, 1910-1930 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Ваза “Фениксы в цветущем саду”, в стиле “розового семейства”, фарфор, надглазурная роспись эмалевыми красками. Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Ваза напольная с лепным декором, в стиле “черного семейства”, фарфор, роспись. Китай, 1910-1930 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Поэтому, если некогда в детстве на вас произвел неизгладимое впечатление магазин “Чай-кофе” на Мясницкой или в юности вы “заболели” музеем Востока, смело приобретайте членов “цветных семейств” в дом. Во-первых, это стильно. Во-вторых, красиво (а мы всегда за красоту!). В-третьих… в-третьих, мечты детства и юности должны осуществляться.
Made on
Tilda