Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Цзинтай - шекспировские страсти в Поднебесной

“Император не стоит Китая” - фраза, брошенная с крепостных стен Пекина в 1449 году, удивительным образом связана с Цзиньтайлань (синими эмалями Цзинтай) или же клуазоне. Фраза, которая наглядно демонстрирует, как тесно порой переплетаются история, политика, семейные драмы и искусство.
Перегородчатая эмаль пришла на смену более древнему виду художественного ремесла - выемчатой эмали, когда на металлической поверхности предмета резцом делали углубление, в которое засыпали эмалевый порошок. Сменившая же её техника предполагала, что на металл по рисунку напаивают перегородки и эмалевым порошком наполняют уже создавшиеся ячейки. В обоих случаях изделия отправлялись в печь, где порошок оплавлялся в стекловидную массу. В Европе техника перегородчатой эмали стала широко известна под названием клуазоне (cloisonné — разделенный перегородками), это же название стало применяться и к произведениям китайского эмальерного дела.

Появление Цзинтайлань 景泰蓝 или клуазоне в отличие от тянь-цуй (ювелирной техники с перьями зимородка) связано не с местными, китайскими, традициями. С одной стороны, определенное влияние оказало ближневосточное декоративно-прикладное искусство, распространенное по Поднебесной при монгольской династии Юань 元朝 (1271-1368). С другой стороны - европейское ювелирное дело: изделия также попадали в Китай через Ближний Восток по Великому шелковому пути. И конечно, легенды связывают появление эмальерных мастерских с западными иностранными мастерами, волею судеб попавших на Восток. Например, с Гийомом Буше, оружейником и ювелиром, работающего в Каракоруме, центре Монгольской империи. Именно он является создателем Серебряного фонтана, поставленного в центре монгольской столицы. (Увы, оригинальный памятник до нашего времени не сохранился, но существует его реплика, которую можно увидеть в сериале “Марко Поло”)


Мин: 50 лет, которые изменили Китай

Считается, что китайская перегородчатая эмаль получила широкое распространение уже при монгольских императорах. Однако по поводу сохранившихся юаньских изделий споры идут до сих пор. Точно атрибутировано восемь предметов из пекинского дворца Гугун. И к этому же периоду специалисты относят декорированную эмалями золоченую бутыль из дублинского музея. Предполагается, что это был дипломатический подарок императора Северной Юань 北元 (1368 - 1635) королю Польши и Венгрии Лайошу Великому (1326-1382).

В эпоху следующей династии Мин 大明 (1368 - 1644) эмальерное ремесло начинает активно развиваться, приобретая узнаваемые стилистические особенности. А знаковой фигурой в истории этого вида декоративно-прикладного искусства считается император Цзинтай 景泰帝 (1449-1457).

Чжу Циюй был вторым сыном императора Сюаньдэ 宣德帝 (1425-1435). Сейчас его бы назвали “Запасным”. Он стоял очень близко к трону, но практически ни на что не влиял. А с момента, как у его старшего брата появился собственный наследник, виды на престол Чжу Циюя стали совсем призрачными. Однако…

Бутыль, стекло, эмаль, золочение. Египет, XIII век
Тянь-цуй
Тянь-цуй
В Поднебесной, по сути, произошла самая настоящая катастрофа. Правление императора Чжэнтуна 正統 (1435-1449), старшего сына Сюаньдэ, началось с сильнейшей засухи, которая продлилась целых 13 лет. Как следствие в Китае начался голод. После, в 1448 году, боги очевидно услышали молитвы страждущих и наконец-то даровали дождь. Но река Хуанхэ вышла из берегов и затопила всю страну. Правительство оказалось совершенно беспомощным и не смогло принять никаких верных шагов. К тому же очень молодой император (он вступил на престол в возрасте 8 лет) полностью полагался на главу регентского совета, евнуха Ван Чжэня. А тот, с другими министрами-кастратами, посоветовал ему начать войну с племенем шан. Военные действия ровным счетом ничего не принесли, кроме неудач. И помимо восстаний, вспыхнувших в провинциях, стало зреть недовольство в столице, в императорском дворце, в среде лиц приближенных к трону.

В 1449 году судьба династии Мин висела на волоске. Слабый император, недальновидные и жадные министры, разруха в стране. В армии тоже полная неразбериха, так как решения принимаются не профессиональными военными, а евнухами. Не воспользоваться этими обстоятельствами было бы глупо.
Монголы, а именно их западно-монгольский союз - ойраты, не забывшие о том, что когда-то владели Поднебесной, своего шанса упускать не стали. И силы для этого у них были, и “харизматичный лидер” тоже имелся. Эсэн-тайши, бросивший вызов Китаю, по праву считался лучшим полководцем монголов и самым могущественным человеком Северо-Восточной Азии. Представляя себе противостояние Поднебесной и ойратов, невозможно удержаться от аналогии со знаменитым вождем гуннов и с небезызвестными словами: “Не Атилла был силен, а Рим был слаб”. Но абсолютно точно ойратский Атилла был силен, талантлив и, очевидно, везуч.

Поводом для вторжения в Китай послужила традиционная причина того места и времени - оскорбление послов, которых не приняли должным образом. Послы, конечно, были наглыми, требующими многого, принимающая сторона решила этому не потакать и отправила их восвояси безо всяких даров. Ойраты ожидаемо обиделись и двадцатитысячным войском вторглись в Поднебесную. Расшатанная дурным управлением армия остановить “варваров” не смогла. Северный Китай был разграблен, а монголы двинулись в центральную часть империи.


Серебряный фонтан в Каракоруме.
Современная реконструкция
Официальный прием Сюй Сяньцина, Пекинский дворец-музей
Император Цзинтай
Цинмин
В столице тем временем воцарилась паника. Однако почему-то никому в голову не пришло обратиться к военной аристократии, чтобы выстроить хоть какое-то внятное подобие тактики и стратегии. Вместо этого Чжэнтун выслушал астролога и своих министров-кастратов. Было принято решение перехватить монголов до того, как те подойдут к Пекину. Марш-бросок не задался. Неподготовленная, плохо организованная двухсоттысячная армия с императором во главе потерпела сокрушительное поражение. Но это был пока не бесславный конец. Куда более сильным ударом по империи в этой военной кампании оказалась дальнейшая встреча потрепанных императорских войск с варварами-ойратами у крепости Туму. Генералитет и гвардия китайцев были вырезаны, 100 000 солдат были перемолоты кочевниками. Евнуху Ван Чжэню, главному советнику и доверенному лицу императора, повезло погибнуть в этой бойне. А сам Чжэнтун попал в плен.

Эсэн-тайши пошел на Пекин, везя с собой плененного императора.

Вот тогда, под стенами столицы, ойратский Атилла, требовавший огромный выкуп за незадачливого правителя Китая, услышал фразу, брошенную полководцем Юй Цанем: “Император не стоит Китая”. Там же великий монгол узнал презанятную новость, что император-то в Пекине уже есть, а стал им блюститель престола, младший брат Чжэнтуна, Чжу Циюй.


Хулагу Хан возглавил атаку монголов
Солдаты и кавалерия династии Мин
Осада монголами китайской крепости
Династия Мин
Разгневанный ойрат бросил войска на Пекин. Да, Китай был слаб, а Эсэн-тайши силен, очень силен. Однако талант одного полководца разбился о гений другого. Не растерявшийся в хаосе военной катастрофы, Юй Цань, посадив на трон нового императора, наконец-то стал военным министром. Он сумел организовать оборону столицы и разбить монголов остатками китайских войск. Эсэн-тайши, по сути, бежал в степи, увозя с собой низложенного Чжэнтуна.

Началось правление императора Цзинтай, узурпатора и ценителя искусств.

Победа над ойратами под стенами Пекина имела не только историческое значение, но и культурное. Империя, едва не оказавшись под пятой чужестранцев, сумела сохранить свое национальное достоинство. И дальнейший всплеск интереса к своим художественным традициям вполне понятен. Также понятно и стремление переработать, сложить в единый художественный язык наследие прошлого и новые веяния.

Курительница из дворца Гугун. Династия Юань (1280-1367 гг.)
Династия Мин
Династия Юань
Эсэн Тайши
В отличие от предшественника, новому правителю Китая, во-первых, везло, во-вторых, у него наконец-то появился хороший первый министр, которым стал Юй Цань. Династия и Поднебесная шли к процветанию. И как известно за экономическим подъемом начинается расцвет декоративно-прикладного искусства. Да-да, развитие страны ведет к развитию столицы, а развитие столицы приводит к развитию императорского двора. А двор тяготеет к роскоши.

Как уже упоминалось выше, “эмали Цзинтай” наряду с “клуазоне” стали синонимом “китайской перегородчатой эмали”. Что немного удивительно, так как сама техника зародилась раньше правления Чжу Циюя, да и своего расцвета она достигла в веке XVIII, уже при другой династии. Возможно, это связано с распространением изделий с голубым фоном, который стал хрестоматийным для техники клуазоне. Возможно, это своеобразный оммаж правителю, который начал собирать и сохранять памятники декоративно-прикладного искусства минувших эпох. Именно с него начинается масштабная работа по инвентаризации грандиозного наследия. Предметов много, предметы разной сохранности, и придворные мастерские приступают к переделке изделий под нужды двора.
Пиала, декорированная драконом-лун. Период Сюандэ (1425-1435)
Ваза, декорированная драконом. Техника клуазоне. Династия Мин
Ваза, декорированная драконом-лун. Период Сюандэ (1425-1435)
В одном случае, отбирались элементы разных предметов, схожие по тону эмали, хотя и отличные по стилю. Они спаивались и получался внешне цельный предмет, на который ставилась марка “Года Цзинтай”. Понять, что пропорции декора, узор или орнамент несколько странные может только специалист хорошо знакомый со стилистическими особенностями той эпохи.

Во втором случае, мы имеем дело с более сложным процессом. Можно даже говорить о своеобразной реституции в плане реставрации. Мастера брали элемент раннего эмальерного изделия и дополнительно создавали к нему новые детали, стараясь воссоздать аутентичные узоры или орнаменты. Таким образом получался гармоничный, стилистически выверенный предмет. На него тоже ставилась марка “Года Цзинтай”. Но был один существенный минус. Технологии производства эмалей были различны в разные временные периоды, поэтому не всегда удавалось попасть тон в тон. Делает ли это подобное произведение искусства хуже? Отнюдь.


Ваза в виде ритуального треножника, декорированная собаками Фу. Техника клуазоне. Династия Мин
Техника клуазоне. Династия Мин, XVII в.
Проклятие золотого цветка
Техника клуазоне. Династия Мин, XVII в.
Есть такая сакраментальная фраза: “Китай - это ритуал традиций и традиция ритуала”. Наиболее ярко это проявилось при правителях минской династии. Да, еще до монгольского завоевания сложился некий культурологический символизм. Но к XV веку уже можно говорить о единых декоративных мотивах для всех видов художественного ремесла. Сюжет, узор, орнамент - всё это наполняло философским и сакральным смыслом произведение декоративно-прикладного искусства. И эти символы до сих пор понятны каждому китайцу.

Зооморфные мотивы китайских перегородчатых эмалей представлены прежде всего в виде дракона и феникса. Это устойчивые символы мужского и женского начала. В церемониальных ритуалах дракон-лун олицетворял императора, а феникс - императрицу. Как декоративный элемент эти мифические существа появляются на предметах в технике клуазоне с правления Сюандэ (1426-1435). Однако пятикоготные драконы-лун, в отличие от четырехкоготных драконов-ман появляются в основном на изделиях из императорского дворца. И подобная тенденция сохранялась вплоть до середины XIX века (периода Опиумных войн)

Если во времена правления отца Чжу Циюя, Сюаньдэ, перегородчатые эмали отмечены новыми орнаментами в виде хризантем, листьев банана и чаньжи. То при его младшем сыне художественное ремесло обогатилось пейзажами (“горы и воды”, “павильоны и беседки”), изображениями рыб и насекомых, орнаментом “виноград” и “пламя”.
Также период Цзинтай подарил искусству клуазоне крайне поэтичный образ, ставший хрестоматийным практически для всей Азии. В это время на минских эмалях наконец-то появляется журавль, парящий в облаках. Изысканный символ долголетия, журавль-хэ был излюбленным мотивом, перекочевавшим с изделий династии Мин на предметы цинского периода.


“Цветочная” чаша. Правление Сюандэ (1425-1435)
В XVI столетии и до второй половины XVII столетия особо популярными мифическими персонажами становятся собаки Фу, небесные львы Будды. По легенде Будду сопровождала маленькая собачка, которая в минуты опасности превращалась в свирепого льва. И поэтому логично, что собаки Фу символизировали божественную защиту, а в изобразительном искусстве выступали, как стражи императорского дворца или храма.

Флакон. Техника клуазоне. Период Цяньлун (1736-1795), династия Цин
Блюдо. Техника клуазоне. Династия Мин
Собака Фу. Техника клуазоне. Династия Мин

Ваза в виде ритуального треножника, декорированная собаками Фу. Техника клуазоне. Династия Мин
Примерно в то же время, в период Ваньли 萬曆 (1572-1620), реалистичные изображения под влиянием живописи попали в китайские эмали. Примером могут служить жанровые сценки с человеческими фигурками и хуаняо ( жанр “цветы и птицы”).

Из растительного декора прежде всего нужно выделить узор чаньчжи, “сплетенный лотос”. Это крайне популярный мотив и у династии Юань, и у династии Мин, который впервые появляется китайском декоративно-прикладном искусстве еще во времена династии Тан 唐朝 (618-907). В эмальерных изделиях минского период структура узора чаньчжи отсылает нас сине-белому фарфору Цинхуа. Более того, и в Цинхуа, и в клуазоне этот элемент декора используют одинаково, чаще всего он дважды опоясывает основной узор орнамента.

На перефирийных частях изделиий в минский период применяются стилизованные изображения облаков или жезлы жуи, а также “китайский меандр” - “громовой узор” (лэйвэнь), который использовался в древней ритуальной бронзе.
Вообще, декоративно-прикладное искусство Китая XV-XVII вв. тяготело к древним бронзовым образцам династий Шан 商 и Чжоу 周 (II-I тыс. до н.э.). Произошло определенное переосмысление архаических форм, которым дали несколько иное применение. Так, например, появились вазы в виде старинных винных сосудов и курильницы для благовоний в виде бронзовых жертвенных треножников.

Безусловно, Цзинтайлань (синяя эмаль Цзинтай), окутанная флером драматичной истории, обладающая изысканной красотой, не может не вызывать восхищения. Такими предметами порой хочется не только любоваться как музейным экспонатом, но приобрести для декора собственного интерьера. Идея практически утопическая. Но… Существует рынок реплик, копий и попросту подделок, и на этом рынке неплохо бы ориентироваться.

Для атрибуции изделий династии Мин нужно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, у большинства предметов есть технологические дефекты. Это может быть разная толщина металлических перегородок (чаще всего у предметов XV века) или продольная трещина, появлявшаяся на металле после обжига. Во-вторых, следует помнить, что изделия этого периода составные, то есть отливались отдельно и впоследствии вместе спаивались. Например, литые ручки крепились к предмету, уже после обжига и полировки.


Немаловажным фактором при атрибуции является и цветовая гамма. Так, в XV столетии использовалось несколько цветов: бирюзовый, красный, желтый, белый, синий, зеленый и фиолетовый. В XVI веке добавляется коричневый. А в период правления Ваньли 萬曆 (1573-1620) появляется “минский розовый” при смешивании белой и красной эмали. Фон предметов в технике клуазоне XV-XVIII вв. традиционно был бирюзовым. Однако изделия, выполненные для императорского дворца, могли иметь желтый, красный или белый фон.

Подлинность минских эмалей могут подтверждать и марки с девизами правлений, литые или выполненные в технике клуазоне. Могут встречаться и гравированные марки, но очевидно добавленные позже в период династии Цин 大清 (1636–1912). Девизы представлены правлением Сюаньдэ, Цзинтай и Ваньли. Важно отметить, что подобные подлинные предметы более чем редки на антикварном рынке. В основном, встречаются промаркированные копии, стилизации или подделки. В лучшем случае это будет означать время создания оригинального предмета, с которого была сделана копия. Чаще всего проставляют марку с девизом Цзинтай, так как именно эти предметы особенно ценятся коллекционерами.
Оригинальная марка ставилась недолго. Император Цзинтай правил всего 8 лет. Исходя из его поступков, можно предположить, что Чжу Циюй был тонко чувствующей натурой, человеком благородным (в рамках XV столетия), а еще - благородным человеком (в рамках XV столетия). Первое его качество подарило нам удивительные произведения искусства, а вот второе сыграло с ним дурную шутку.

Он проявил удивительное благодушие по отношению к своему племяннику, Чжу Цзяньшэню, продолжающему считаться принцем. Не менее странно (опять же в рамках своего времени и места) Чжу Циюй поступил со старшим братом, которого Эсэн-тайши в 1450 году вернул в Пекин. Низложенному Чжэнтуну был присвоен титул Почетного императора, и он проживал под присмотром в южном дворце Запретного города.

Флакон “лунной формы”, декорированный драконами. Техника клуазоне. Династия Мин, XVI в.

Флакон “лунной формы”, декорированный драконами. Техника клуазоне. Династия Мин, XVII в.
Судьба не была благосклонна к седьмому императору династии Мин. В 1453 году умирает 5-летний наследник. Ходили слухи, будто мальчик был отравлен. В 1457 году болезнь Чжу Циюя ставит его на грань жизни и смерти. Старший брат, низложенный Чжэнтун, кое что понял после пленения ойратами, кое чему научился. Не растерявшись, он быстро вступил в заговор с евнухами (видимо, он всё же питал к ним какую-то слабость) и сверг больного императора. Первый министр Юй Цань, спасший империю от монголов, был казнен. Чжу Циюя поместили под домашний арест, а через месяц он был убит евнухами по приказу родного брата.

Чжэнтун принял новое тронное имя Тяньшунь 天順(Небесная Благосклонность) (1457-1464). Его новое правление, отмеченное военным мятежом, увы, не было спокойным. И с чем же вошел в историю император-братоубийца? С немногим… С Тумуской трагедией, которая едва не погубила империю и династию… А еще с одним крайне человеколюбивым законодательным актом. Он издал указ, по которому наложниц и служанок умершего императора больше не отправляли вслед за их господином, предавая мучительной смерти через повешение или закапывание заживо.


Треножник “Феникс и пион”. Техника клуазоне. XVI век
Ваза “Чаньчжи”. Техника клуазоне. Династия Мин, XVI в.
Кадильница “Чаньчжи”. Техника клуазоне. Династия Мин, начало XV в.
Ваза “лунной формы” “Чаньчжи”. Техника клуазоне. Династия Мин
Made on
Tilda