Профессия художника в глазах публики овеяна романтическим ореолом. Человек искусства представляется бесконечно далеким от мирских дел вроде уплаты налогов, ведения финансовых расчетов и быта – все это остается “за кадром”. Зритель видит лишь готовую работу, живописную или скульптурную, и практически никогда не имеет никакого представления о том, что вложено в ее создание. И в данном случае имеется в виду не вдохновение и творческие искания, а материальный ресурс.

Ведь на то, чтобы создать скульптуру, написать полотно, а уж тем более возвести архитектурное сооружение, требуются значительные денежные ресурсы, которыми художник, как правило, не располагает. Поэтому испокон веков художественное произведение создается на заказ: у художника, если тому повезло, всегда есть покровитель, патрон, который заказывает ему работу. Отношения между художником и его заказчиком – тема интересная и бездонная, ведь они, как и все человеческие отношения, для каждого уникальны.

Функциональность искусства

Как только появился художник в привычном нам понимании этого слова, тут же возник и его заказчик. Заказчиком, как правило, выступает либо государство в лице какого-либо правителя, короля и т.д., либо знатная (и богатая!) персона, либо церковь. С тем, кто являлся заказчиком, как раз и связана специфика изобразительного искусства той или иной страны.

Это сейчас искусство представляется нам полем для творчества и средством самовыражения, а на протяжении человеческой истории его назначение было совершенно другим. В любой древней цивилизации грандиозные предметы искусства обладали либо сакральной, либо социальной функцией. Другими словами, искусство испокон веков было функциональным.

Искусство Древнего Египта, к примеру, представлено различными гробницами и дворцами. В них же содержится и древнеегипетская живопись, и скульптура. Гробница – это не просто захоронение, но еще и религиозное сооружение. Египтяне верят в загробную жизнь, и возведение шикарного захоронения, уходящего на километры вниз, с лабиринтами, дарами, статуями божеств — неотъемлемая часть провожания усопшего из земного мира в загробный.

Архитектура Древней Греции главным образом представлена храмами, а скульптура зачастую изображает богов и богинь, героев мифов, украшает храмы, в рельефе пересказывая верующим сюжеты мифов.

Гигантомахия (битва олимпийских богов и гигантов), Пергамский алтарь, первая половина II в. до н.э.

Во все времена люди прекрасно понимали и осознавали, какую силу имеет искусство, какой эффект оно может произвести на человека, как с помощью него можно влиять на умы современников. Именно поэтому, к примеру, в Древнем Риме скульптура представлена главным образом бюстами того или иного императора, причем каждый император легко узнаваем, обладает отличительными портретными чертами. Таким образом, с помощью искусства, император создает культ своей личности.

А вот христианское искусство практически с самого начала его возникновения и распространения использует визуальные образы, чтобы укрепить свои позиции, прославить христианского Бога, наглядно объяснить сцены из Библии. Лучшие образцы западноевропейской средневековой архитектуры – это соборы. Сразу вспоминаются живописные, сказочные готические сооружения.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге

Если оглянуться назад, в историю, если посмотреть на старинные произведения живописи, скульптуры и архитектуры, всегда можно выделить ту или иную функцию, которую они выполняют. Произведение искусства всегда было нужно для чего-то, выполняло какую-то задачу: продемонстрировать силу, почтить богов, воздействовать на людей мощным визуальным образом. И всегда есть кто-то, кто эту задачу ставит перед художником. Вот и получается, что у искусства всегда, на протяжении всего его существования, была практическая сторона, которая, если подумать, в целом превалирует над художественной. Создание грандиозного произведения требует колоссальных средств и ресурсов, располагают которыми уж точно не художники. Заказчик – та фигура, которая стоит за его спиной и незаметно для зрителя руководит всеми процессами. Точнее, заказчик – тот человек, без которого произведения бы просто не существовало.

Патроны

Трудно переоценить, насколько важны отношения между художником и заказчиком! От последнего зависит практически все, начиная от заложенного на создание произведения бюджета и заканчивая его внешним видом. Слово заказчика – закон! Художник обязан исполнять его пожелания, будь то тематика, колористическое решение, размер работы, настроение, которое она должна вызывать, и т.д. На почве этого, разумеется, нередко случались конфликты: история знает немало случаев, когда художественное видение заказчика и художника совершенно не совпадает.

Вспоминается сразу всем известный Микеланджело Буонарроти, которому с юношеских лет благоволили не только знатные Медичи, но и кардиналы, церковные и политические деятели, различные правители. Главный благоволителем великого скульптора был, конечно, Папа Юлий II, который заказал ему проект своей гробницы. Исполнение его растянулось на целые десятилетия. Причина тому – как раз отношения Микеланджело со своим заказчиком. Сначала Папа передумал насчет строительства гробницы и отказался платить, в результате чего работа приостановилась. Однако договор об исполнении гробницы существовал – скульптор вынужден был продолжить работу.

Гробница Папы Юлия II, Микеланджело Буонаротти, 1505-1545 гг.

Документ как исторический артефакт

Документы, то есть официальные свидетельства того, что был сделан заказ на создание художественного произведения, - это интереснейший исторический артефакт, приоткрывающий завесу над теми этапами создания произведения искусства, которые, как правило, остаются за кадром. К примеру, при помощи них четко устанавливается дата создания и авторство – роскошь, доступная далеко не всегда. Ведь сколько в музеях мира висит холстов, табличка под которыми гласит: “Неизвестный художник”... Сколько работ “предположительно датируется” таким-то десятилетием? Что уж и говорить про тысячи, сотни тысяч безымянных архитекторов, камнерезов, скульпторов и художников, трудившихся над прекрасными древними пирамидами, дворцами, фресками и рельефами?

Вот почему, держа в руках официальный документ, осязаемое и прямое доказательство времени и контекста создания произведения, испытываешь такую радость. В руках буквально кусочек истории!

А в антикварной галерее “Однажды” в Москве такой артефакт можно увидеть своими глазами и даже прикоснуться к нему.

Документы из личного архива А.Д. Бржезицкой (Договора художественного заказа на создание произведений (5 шт.)), бумага, печать, чернила, СССР, 1956-1987 гг.

Галерея располагает оригинальными копиями договора на создание пяти скульптурных произведений известным советским скульптором А. Д. Бржезицкой. Аста Давыдовна Бржезицкая работала главным образом с керамическими материалами, создавала жанровые статуэтки на литературные и исторические сюжеты, и даже портретные работы. Более сорока лет художница трудилась на знаменитом Дулевском фарфоровом заводе – изделия этого завода, пожалуй, есть дома у каждого. Договор о создании пяти работ Брежезицкая заключила с Художественным фондом СССР, и в нем затрагиваются такие вопросы, как размер оплаты, порядок расчета, срок, к которому художница обязуется выполнить заказ, и так далее.

Глядя на произведение искусства, нечасто мы задумываемся над тем, что стояло за его созданием: сколько средств было вложено, кто был заказчиком работы, как вкусы заказчика повлияли на окончательный результат. Возник ли между ним и художником конфликт и как это повлияло на ход работы? Обо всем этом побуждает задуматься бумажный официальный документ, в котором фиксируется договор о создании произведения искусства. Удивляет, насколько мало он отличается от обычного договора, к примеру, о купле-продажи земельного участка… Оказывается, даже в вопросе, касающимся такой возвышенной темы, как искусство, существует и материальная сторона.

Однако такой договор – это не только напоминание о том, многое в нашей жизни упирается в денежный вопрос, но и крайне занимательный исторический артефакт, приоткрывающий завесу над процессом создания произведения искусства, позволяющий в буквальном смысле прикоснуться к истории. А сделать это можно в галерее “Однажды”, в чьих стенах хранятся и ждут своих хозяев не только первоклассные образцы пластики, живописи и декоративно-прикладного искусства, но и подлинные кусочки истории отечественного искусства.

Автор: Альховская Александра