Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Необычные фарфоровые предметы

Антикварный и винтажный фарфор, безусловно, очаровывает. Прелестные вещицы иногда сами прыгают в руки, и порой бывает сложно удержаться от покупки. И вот предмет занимает свое место на полке. Но всегда ли мы мы знаем истинное предназначение своей новой покупки?

Мороженица, фарфор, роспись, золочение. Сервская королевская фарфоровая мануфактура, Франция, последняя четверть XVIII в.


Шоколадник, фарфор, роспись, золочение. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Верхняя Саксония, середина XVIII в.

Шоколадник

Привезший шоколад из Америки в Европу, Эрнан Кортес пил его холодным и… горьким. Однако европейцы влюбились в этот напиток, когда он стал горячим и сладким. В XVI столетии мода на него всего лишь раскачивалась. А начиная с XVII века Европа была одержима шоколадом. Впрочем, он был доступен лишь избранным.
Цена напитка диктовала его подачу. Были изобретены специальные чайники - шоколадники. Это были цилиндрические сосуды из фарфора или серебра с очень характерной горизонтальной ручкой для удобства наливания тягучего шоколада. В крышечке проделывали специальное отверстие, чтобы палочкой вспенивать напиток. Изготавливали и целые наборы для сладкого лакомства. туда помимо шоколадника входили узкие чашки с двумя ручками, сахарница, поставец и ложечки.

Шоколадник, фарфор, золочение. Лимож, Франция


Мороженица, фарфор, роспись, золочение. Франция, 1778-1779 гг. Из собрания Государственного Эрмитажа

Мороженица

Кто из нас не любит мороженое? Какая женщина хотя бы раз в жизни не садилась с бадейкой оного, чтобы посмотреть любимый ромком и пустить слезу? Да и какое настоящее лето обходится без этого десерта? Но задумывались ли вы, как правильно его подать за праздничным столом?
В XVIII и в XIX столетиях ответ на этот вопрос знали. Классические десертные сервизы в это время всегда включали мороженицу. Предмет состоял из трех частей: емкости для самого мороженого, ведерка и специальной крышки с высокими бортиками. В ведерко насыпали лед, помещали в него резервуар с мороженым, закрывали сверху крышку, в которой тоже был лед. В таком виде мороженицу подавали на стол, и уже из нее десерт раскладывали по креманкам.

Мороженица, фарфор, роспись, золочение. Севрская фарфоровая мануфактура, Франция, 1804-1813 гг.


Компотьер, фарфор, роспись, золочение. Севрская королевская фарфоровая мануфактура, Франция, 1766 г.

Компотьер

Компотьер можно использовать для подачи компота, кремов, печенья и ягод и фруктов в сиропе. У этого предмета (или вазы) существует множество вариаций. В XVIII веке классическим вариантом считалась неглубокая емкость, не превышающая размер десертной тарелки.

Изготавливали блюдо из фарфора, хрусталя, стекла и серебра. По форме компотьер мог быть квадратным, восьмиугольным, ромбовидным, в виде листа, раковины и, конечно, круглым. Конструкция представляла собой, как чаши или лотки на плоском основании, так и изящные вазы на ножках. Интересно, что в России, где прижились разнообразные формы этого предмета, компотьерами назывались изделия из фарфора, а изделия из стекла именовали компотницами.
Компотьер, фарфор, роспись, золочение. Автор - Жан-Жак Дье. Севрская фарфоровая мануфактура, Франция, 1791-1792 гг. Из собрания Государственного Эрмитажа
Компотьер, фарфор, лепка, роспись, позолота. Императорский фарфоровый завод, Российская империя, 1780-1796 гг. Из собрания Государственного Эрмитажа
Компотьер, фарфор, роспись, крытье кобальтом, позолота. Мануфактура “John Rose & Co.”, Великобритания, 1845 г.
Чашка для усов

Крайне любопытный и забавный предмет, словно созданный для знаменитого детектива Эркюля Пуаро, помешанного на своих усах. Первые чашки со своеобразным “стражем усов” появились в середине XIX столетия. И причиной того послужила, как оно часто бывает, мода.

Чашка-мусташ (Mustache cup)


“Натюрморт с куропаткой и перчатками”, художник - Якопо де Барри. 1504 г.

Во второй четверти XIX века, на волне эпохи романтизма, утвердился тренд на усы. К середине столетия модное поветрие уже пестрило разнообразными формами этой пышной растительности, за которой мужчины старались тщательно ухаживать. Для укладки усов использовался воск, однако соприкасание с горячей жидкостью могло здорово подпортить их внешний вид.
На помощь модникам пришел Харви Адамс. К обычной чашке он всего лишь добавил полукруглую перекладину с отверстием для чая. Изделие стало необычайно популярно и было востребовано вплоть до Первой мировой войны, когда мысли джентльменов о красоте усов отошли на пятнадцатый план. На сегодняшний день mustache cup высоко ценятся на антикварном рынке из-за своей редкости, ведь их производили не так долго.

Чашка-мусташ


Ночник “Какаду”, фарфор. Городницкий фарфоровый завод, СССР, 1957-1960 гг.

Ночник “Какаду”

Некоторые предметы советского периода также могут вызывать вопросы у молодых людей, не заставших то время. В качестве примера можно привести “Какаду” Городницкого фарфорового завода. На первый взгляд может показаться, что это очаровательная статуэтка экзотической птицы. Однако это оригинальный светильник, который помимо декоративной функции выполняет и утилитарную.

Букенд “Богатырь”

Невероятно эффектный и очень редкий “Богатырь” скульптора Б. Ланге высоко оценивается коллекционерами фарфора. Статуэтка, выпущенная Гжельским керамическим заводом в 1920-1940 гг., на самом деле, ни что иное, как упор для книг или же букенд. Подобные предметы ставились на книжные полки, не давай книгам заваливаться на бок.


Упор для книг (букенд) “Богатырь”, скульптор - Б.М. Ланге. Фарфор, крытье, роспись. Гжельский керамический завод, СССР, 1920-1940 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Упор для книг (букенд) “Богатырь”, скульптор - Б.М. Ланге. Фарфор, крытье, роспись. Гжельский керамический завод, СССР, 1920-1940 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Упор для книг (букенд) “Богатырь”, скульптор - Б.М. Ланге. Фарфор, крытье, роспись. Гжельский керамический завод, СССР, 1920-1940 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Карандашницы “Бегемот” и “Дикобраз”

В советский период довольно успешно из утилитарных предметов делали предметы декоративно-прикладного искусства, которые украшали серванты наших мам и бабушек. Казалось бы, карандашница - простая функциональная вещь, привычная для стола работающего человека. Но если проявить фантазию, как художники Дмитровского фарфорового завода и Ленинградского фарфорового завода, то помимо держательницы карандашей и ручек могут получится симпатичные статуэтки с дополнительными функциями.
Туалетные наборы “Сказка” и “Мухоморы”

В 1950-х гг. талантливый художник Э. Кример, работающий на Ленинградском фарфоровом заводе, создал уникальный туалетный набор “Сказка”. Это великолепное украшение дамского столика, может вызывать вопросы о своем назначении. Особенно, если предметы встречаются по отдельности.

В полный набор (редкий и ценный) входят:
  • флакон “Царевна-лебедь”;
  • флакон “Царевна-лягушка”;
  • флакон “Золотая рыбка”;
  • ваза “Солнце Красное”;
  • ваза “Месяц Ясный”;
  • кремница;
  • пудреница;
  • лоток.



Туалетный набор “Сказка” (8 предметов), фарфор, роспись, золочение. Автор - Э. Криммер. Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР. 1950-е гг.


Туалетный набор “Мухоморы”, Коростенский фарфоровый завод, СССР

По-своему прелестный набор “Мухоморы”, выпускавшийся на Коростенском фарфором заводе, поначалу производит впечатление детской игрушки. И все же это привычные предметы для туалетного столика прошлого столетия. Вполне себе очаровательные в своей простоте и некой наивности.
Подсвечник “Затишок”

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод выпускал довольно узнаваемую продукцию. Это были колоритные предметы с ярко-выраженной декоративностью. Например, скульптор КЭКХЗ Н. Лампека в 1980-х гг. создал статуэтку “Затишок” (“Уют”) с народными мотивами. Композиция выстраивается вокруг печки, с разных сторон который расположились хуторянин в компании кота и хуторянка за прялкой. Внимательно разглядывая предмет, можно обнаружить характерное углубление для свечи в трубной печи.

“Затишок” выпускался непродолжительное время небольшим тиражом, поэтому не часто встречается на антикварном и винтажном рынке. Цена колеблется в районе 10000 руб. на маркетплейсах.

Подсвечник “Затишок”, автор - Н. Лампека. Киевский экспериментальный керамико-художественный завод, СССР, 1980-ые гг.


Столовый набор для завтрака “Цирк”, автор - С. Орлов. Барановский фарфоровый завод, СССР, 1950-е гг.

Клоуны

Мы уже упоминали необычные туалетные наборы, привлекающие внимание своей оригинальностью и мастерским исполнением. Среди столовых принадлежностей советского периода тоже можно встретить предметы, которые ценятся у коллекционеров.

В 1950-х гг. был выпущен набор посуды для завтрака “Цирк”. Изначально формы для него изготовил Дмитровский фарфоровый завод, а производство запустил Барановский фарфоровый завод. Яркие фигурки клоунов украшают столовые принадлежности, создавая ансамбль, который отсылает нас к древнерусскому искусству.
В полный набор входят:
  • 6 пашотниц;
  • 6 подставок под столовые приборы;
  • солонка;
  • перечница;
  • горчичница;
  • подставка;
  • пепельница.
Фигура циркача появляется и в наборе пепельниц авторства В. Мельника. Основная композиция представляет собой клоуна, толкающего перед собой тачку, которая и является основной пепельницей. Поверх нее складывалось еще пять дополнительных пепельниц, которые раздавались в большой компании. Это изделие было представлено на международной выставке в Марселе в 1959 г.. как наиболее удачные пример фарфоровой пластики


Пепельница “Клоун с тачкой”, автор - В. Мельник. Полонский завод художественной керамики, СССР, 1958 г.

Made on
Tilda