Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Палехская лаковая миниатюра

Можно сказать, что палехская лаковая миниатюра - явление уникальное и парадоксальное, причем, не только для отечественной культуры: сложно провести какую-то аналогию и с культурой мировой. Сама постановка проблемы будоражит: один из главных старообрядческих иконописных центров становится рупором советской пропаганды.
Город Палех Ивановской области - небольшое поселение в гуще лесов, первые упоминания о котором известны с XVII века. Палех несколько веков продолжал формировать свои традиции иконописи: среди всех иконописных стилей “палешанские письма” занимают особое место. Они с самого начала были известны своей высокой декоративностью, для палехской иконы характерны тонкая проработка и детализация, многосюжетность. Посмотрите на бороду Николы Отвратного: разве она не напоминает зимние морозные узоры на стекле? Разве не создают тонко проработанные градиенты глаз эффект живого взгляда?

Ивановская область, посёлок Палех


Николай Чудотворец, XVII в.
С приходом новой власти в 1917 году для мастеров палеха открылась совсем иная действительность. Вопреки антирелигиозной риторике молодые советы оценили талант палешан по достоинству, обратив его в лаковую миниатюрную живопись. Иконописные мастерские превратились в артели по производству чудесных шкатулок со сказочными и агитационными сюжетами.

Родоначальником палехской лаковой миниатюры принято считать художника Ивана Голикова - именно он в 1920 году создал “Адам в раю” в концептуально новом стиле. Приемы палехских мастеров оставались прежние и придерживались традиций иконописи Палеха - сюжетность и высокая детализация, яркие, но гармоничные краски. Миниатюры Голикова экспонировались не только в отечественных, но и в иностранных музеях, занимали на европейских выставках призовые места. Надо сказать, что 1920 - 1930-е годы – период наивысшего расцвета палехского искусства лаковой миниатюры.
Несмотря на растущую популярность этого экзотического жанра в России и зарубежом, Палехские художественно-производственные мастерские никогда не отличались массовым производством: такая тонкая техника требовала высокого мастерства и усидчивости, а из-за высокой детализации часто художникам приходилось очень рано лишаться зрения. Потому, местным художественным училищем было выпущено крайне мало настоящих мастеров миниатюрной росписи.

Ответ на вопрос, почему на антикварном рынке так редко можно встретить настоящий, утонченный Палех сразу становится очевидным, если взглянуть на работы более детально: кропотливости и детализации можно позавидовать.

Работа Ивана Ивановича Голикова

Брошь "Жар-птица", папье-маше, роспись, Палех, СССР, 1973 г.
Шкатулка миниатюрная прямоугольной формы с сюжетами из сказки "Снегурочка", худ. Романюк, Дударева, папье-маше, Палех, СССР, 1989 г.
Шкатулка "Сказка", художник - Н. Радюк, папье-маше, роспись, Палех, СССР, 1950-1960 гг.
Тем не менее, встретить настоящий Палех все ещё можно. Все зависит от удачи собирателя: уникальный довоенный экземпляр можно встретить случайно, на барахолке. Тем не менее, все чаще редкости всплывают на крупных аукционах.

Если говорить о ценах - они сильно разнятся в зависимости от ряда факторов: времени производства, имени мастера, оригинальности сюжета и сохранности. Так, типичную палехскую брошь 1970-х годов вполне можно приобрести по цене от 4 - 5 тысяч рублей. Послевоенная шкатулка с заурядным сюжетом будет продаваться от 10 - 15 тысяч рублей. Хороший и «именитый» агитационный предмет может стоить от 50 тысяч и выше.


Пудреница «Гусляр», Ватагин, 1932
Частые дефекты - сколы и кракелюр
Разумеется, приведенные цены актуальны для предмета в идеальном состоянии. Самым частым дефектом бывают сколы - папье-маше крайне хрупкий материал. К счастью, места сколов сегодня можно отреставрировать достаточно успешно, если они приходятся на края и не затрагивают живописную палехскую роспись. Другим частым дефектом является кракелюр - естественное старение лака, встречающееся, в основном, на довоенных экземплярах.

Несмотря на все нюансы - уходы шедевров на аукционах могут удивить. Например, в прошлом году на аукционе Литфонд была продана шкатулка авторства С. Д. Солонина, посвященная сталинской конституции. Итоговая цена составила 460 000 руб.
Агитационная шкатулка «Да здравствует Сталинская Конституция!», С. Д. Солонин., Палех, 1937 г.
Нельзя не сказать, что подобные цены неизбежно вдохновляют производителей подделок. Современные мастера лаковой миниатюры используют почти те же приемы, что и их “предки”, настоящие палешане, поэтому для непрофессионала атрибуция подлинности и аутентичности предмета может быть затруднительна. Не стоит вестись на слишком привлекательные цены: предмет, “случайно” подвернувшийся на барахолке, может скрывать реставрацию или быть полностью подделкой, что называется, с нуля.
Made on
Tilda