Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Как подделывают антикварный и винтажный фарфор

Привычный нам антикварный рынок потихоньку “вымывается”. Вместе с этим растет количество подделок, наводняющих маркетплейсы, барахолки и даже магазины. Подделывают уже не только дореволюционные предметы, но даже изделия позднего советского периода.

Некоторые специалисты утверждают, что доля фальсификата на рынке составляет едва ли не 20 % от общего оборота. Огромная часть приходится на интернет-площадки. Подделывают живопись, ювелирные изделия, мебель, фарфор. Тот же самый Айвазовский за всю свою жизнь не написал столько подтвержденных работ, сколько сейчас находится в музеях и частных коллекциях. Про фальшивого Фаберже с очень даже настоящими клеймами не слышал только кто-то очень далекий от мира антиквариата.

Бывший директор Метрополитен-музея Томас Ховинг заверял, что 40% предметов, проходивших через него, оказывались подделками.

История

Произведения искусства подделывали всегда. Еще финикийцы массово увлекались этим занятием, поставив сбыт “фальшака” на поток. Они продавали египетские статуэтки, на которые набивали иероглифы, лишенные какого-либо смысла.



Нет, это не XVII век.

Дрессуар в стиле “буль”

Обычно подделывают то, что в тренде. Поэтому эпоху Возрождения имела хождения фальшивая “антика”. Голландцы подделывали (разумеется, как могли) заоблачно дорогой китайский фарфор. А в XIX столетии вдруг появилось множество изделий в стиле “буль”. Декоративное направление, названное в честь А.Ш. Буля, представляло собой технику украшения предметов интерьера черепаховым панцирем, черным деревом и инкрустацией золоченой медью. В XVII веке это была редкая мебель, создававшаяся для королевских дворцов. И поэтому появление через два столетия якобы антикварных предметов этого стиля в огромном количестве кажется несколько странным.

В том же XIX веке Императорский фарфоровый завод занимался откровенной подделкой изделий Мейсенской мануфактуры. Правда, подделывал качественно, и сейчас такие предметы стоят дорого.

Китайцы начали продавать подделки своего фарфора и перегородчатой эмали с фальшивыми клеймами тоже в XIX столетии и продолжают до сих пор успешно этим заниматься. Поэтому великолепное клеймо династии Мин или ранней Цин на предмете, найденном на барахолке должно настораживать.

Идеальными материалами для изготовления подделок на сегодняшний день остаются золото (так как не подвергается коррозии) и камень, особенно если брать его в нужном регионе.


Как подделывают фарфор

На сегодняшний день коллекционирование фарфора - это довольно выгодная инвестиция, поскольку рынок стабильно растет. Однако именно здесь очень заметно “вымывание”, котором упоминалось в самом начале статьи. Вследствие этого ценным становится даже советский послевоенный фарфор, который еще на рубеже XX-XXI вв. не вызывал особого энтузиазма среди серьезных коллекционеров. Всплеском интереса к этому сегменту тут же воспользовались мошенники, которые стали выбрасывать на рынок фальсификат.

Что же подделывают чаще всего?


Агитфарфор. Агитационный фарфор, с изображениями советской символики, лозунгами и призывами, выпускавшийся с 1918 года. На самом пике своей популярности (в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) стоил 40000-50000 $. Мошенники разработали определенную схему подделки подобных предметов. Покупается качественное японское “белье”, котором выполняется рисунок, после чего предмет обрабатывается и состаривается. Иногда подделки оказываются такого уровня, что даже специалисты не могут отличить их от оригинала. Курьезный случай произошел в музее Кусково, где закупили несколько агит-тарелок. И лишь один сотрудник мог разглядеть затертую надпись Made in Japan под клеймом ГФЗ.




Тарелка «Мы зажжем весь мир огнем III интернационала», художник - А. Р. Голенкина. Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), 1920 г.


Сервиз “Супрематизм”, художник - Н. Суетин. 1923 г. Из собрания Государственного Эрмитажа

Супрематизм. Работы Малевича, Чашника, Суетина середины 1920-х гг. пользуются повышенным спросом у коллекционеров. Разумеется, именно их и подделывают чаще всего.


Гарднеровские фигурки XIX века. В этом случае также спрос рождает предложение. Подделывают статуэтки очень качественно. У них может быть хорошая фарфоровая масса, “правильные” краски, и даже идеальное клеймо, но они будут тяжелее настоящих.




Статуэтки из серии “Народы России”. Завод Гарднера, село Вербилки, Российская империя, к. XIX в.

От подделки покупатель не будет застрахован, даже приобретая поздний советский фарфор. Например, очень внимательно сейчас нужно относится к покупке изделий Киевского экспериментального керамико-художественного завода. Формы этого производителя были выкуплены и сейчас рынок заполнил откровенный фальсификат. Также появилось много статуэток из серии “Счастливое советское детство”. Причем, тех форм, которые никогда не производилось на советских заводах.

Иногда обман покупателя может быть связан с неосведомленностью самого продавца. Ведь многим очень хочется выдавать желаемое за действительное. Вот и появляются на маркет-плейсах предметы 1970-1980-х гг, а то и 1990-х, которые выдают за антиквариат по незнанию.

Как обезопасить себя от подделок

Если раньше откровенные фальшивки можно было опознать с первого взгляда, то теперь с появлением новых технологий фарфор подделывают все искуснее и искуснее.

На что обратить внимание, чтобы избежать неприятных ситуаций:
  • Цена. Безусловно, иногда может круто повезти. Но давайте смотреть правде в глаза, хороший предмет не может стоить очень дешево. Крайне низкая цена обычно свидетельствует о браке или о том, что перед вами копия, а не оригинал.
  • Клеймо. Марка, проставленная на фарфоре всегда относится к определенным временному отрезку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в клеймах заводов-производителей. И знать некоторые нюансы. Например, у Мейсена есть метки на клеймах, обозначающие брак
  • Внешний вид. Обратите внимание насколько поверхность ровная, без шероховатостей, с одинаковой толщиной краев, без желтых и темных пятен.
  • Дно и ножка изделия. Здесь важно обратить на цвет и фактуру фарфоровой массы. Яркие черные точки являются признаком повторного обжига, означающего реставрацию или роспись по старому белью.
  • Роспись и проработка мелких деталей. Цветовая палитра и детальная проработка должны всегда соответствовать заявленному времени изготовления предмета. Небрежность не всегда свидетельствует о фальшивке (нужно помнить о стиле, который считался господствующим). Важен мазок: у художников, расписывающих огромные тиражи он будет отличатся от мазка художника, недавно занявшегося росписью фарфора. Краска - немаловажный фактор определения подделок. Например, силен (красно-оранжевая краска) больше не выпускают из-за вредности, а современный аналог отличается по оттенку.
  • Цвет винтажного фарфора обычно молочно-белый или сливочный. Голубоватый, холодный белый, серый или желтоватый цвет свидетельствуют о фальшивке.
  • Размеры изделия. Если при создании подделки использовался метод копирования по форме, то предмет окажется меньше оригинала на 10-15%. Однако технологии не стоят на месте, и с появлением 3-d-сканеров появились и подделки нужного размера, фальшивки уже не теряют в высоте.
  • Анатомические диспропорции.
  • Старинная вещь не всегда бывает “убитой”. Но всё равно у нее есть какие-то следы бытования (микроцарапины, микро-трещины, небольшое загрязнение на дне и т.д.).
Решив купить понравившееся изделия, прежде всего внимательно изучите клеймо, сверьтесь с каталогами. Это поможет избежать покупки не только фальшивки, но и предмета того самого завода, но не совсем того года. Есть поддельные клейма, которые похожи на клейма оригиналов, и их тоже было бы неплохо знать покупателям. Если вы нашли хоть малейшее несоответствие “правильному” клейму - перед вами подделка.

Приобретайте различные каталоги с клеймами и фотографиями продукции заводов в разных цветовых вариантах! Да, изучение такого материала - долгий и упорный труд, но оно того стоит. Как и походы по антикварным магазинам, которые помогают выработать насмотренность.


Made on
Tilda