Что обычно приходит на ум при упоминании советского стекла? Так уж сложилось, что у большинства людей оно ассоциируется с предметами утилитарно-бытовыми: графинами, салатниками, бокалами. Более искушенные ценители искусства вспомнят оригинальные изделия таких предприятий, как Ленинградский завод художественного стекла, «Красный май», «Неман» и других. И лишь немногие знают, что в советское время в Ленинграде зародилась самобытная и уникальная художественная школа, которая вывела стекло из области промышленного производства в статус самостоятельного арт-объекта.

Подсвечник "Кораблик", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, опаловое стекло, гутная техника, бульгазе, СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи "Однажды".

Стекло не принято включать в список скульптурных материалов. Когда мы говорим о скульптуре больших форм или мелкой пластике, мы, в первую очередь, имеем в виду фарфор, дерево, металлы. Действительно, эти материалы в руках скульптора могут выразить целые сюжеты и составить композиции. Стекло же по структуре своей материал более сложный для обработки, но в то же время и самый многогранный, способный иносказательно выражать неосязаемые явления, природные стихии, человеческие чувства, эмоции. И потому оно не меньше других материалов вдохновляет художников на творческие поиски.

Самостоятельная стеклянная скульптура появилась только в ХХ веке и достаточно быстро трансформировалась в современный арт-объект, который и является предметом нашего небольшого обзора. Одним из первопроходцев в этой области стал Сальвадор Дали. На вторую половину ХХ века приходится расцвет мирового студийного движения. В СССР самым известным скульптором, создававшим скульптуры из стекла в технике моллирования, является В.И. Мухина. Спустя время скульптурную линию в новом, более абстрактном прочтении развили художники из Ленинграда. Стекло в их творчестве вышло за рамки интерьерного декора, став неординарным и самостоятельным средством воплощения авторского замысла и образа. И все же основными темами даже в самых оригинальных с точки зрения формообразования произведениях остаются природа и человек.

Работы ленинградских и петербургских художников Б.А. Смирнова, Ю.А. Мунтяна, А.М. Остроумова, Н.П. Малевской-Малевич, В.К. Маковецкого, Е.В. Лаврищевой, И.Б. Томского, В.П. Самошкиной и других представляют собой абсолютно новаторские решения. Смелый характер их творчества позволяет сказать, что некоторые новые виды искусства, появившиеся в ХХ веке (арт-объект, реди-мейд, инсталляция и др.), начали свой путь в советское время именно в стекле. В то же время, на фоне сегодняшнего многообразия новых течений в пластическом искусстве и расширения спектра применяемых материалов их стеклянные композиции не теряют своей новизны и актуальности. Подчас даже не верится, что этим работам уже несколько десятков лет, настолько современными они выглядят. Именно в стекле, столь выразительном проводнике смыслов и идей, в первую очередь проросли новейшие тенденции в искусстве и дизайне, которым стало тесно в рамках традиционных материалов.

Стеклянная скульптура ленинградской школы очень разнообразна и даже неоднородна. Стоит помнить, что работа со стеклом требует от художника не только таланта и оригинального замысла, но и технической виртуозности, глубоких теоретических познаний. Одни мастера работают в выдувной технике, создавая удивительные образы из капли стекла, другие тяготеют к оптическим эффектам, гранению и шлифовке, третьи — к плавному литому стеклу. Некоторые работы создаются по принципу жизнеподобия и узнаваемости формы, другие — по ассоциативно-образному пути, и о последних мы сегодня и поговорим.

Наталия Павловна Малевская-Малевич родилась в Ленинграде в 1945 году, ее отец — фотограф и оптик Павел Сергеевич Малевский-Малевич, мать — Марианна Владимировна Малевская-Малевич (Дементьева), историк и археолог.

Фото Наталии Павловны Малевской-Малевич

В 1969 году Н.П. Малевская-Малевич окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (кафедру керамики и стекла). С 1975 года — член Союза художников СССР. Тогда же начала вести работы по оформлению интерьеров общественных зданий. Работала на предприятиях «Восстание» и «Красный май». С 1980-х успешно совмещает в творчестве стекло и металл, выступающий в качестве основы для инсталляций.

В 1995 году работала в Корее, где исполнила композиции для «Jean Art Gallery» в Сеуле («Вечерние тени», «Стена»).

Наталия Павловна — участница множества международных и отечественных выставок, самыми крупными из которых являются «60 лет ЛОСХ» (1983 год), персональная выставка в Елагиноостровском дворце (1984 год), «Поднесение к Рождеству» (2004 год) и др.

Лосин Б. С., фотограф. Выставка "Художники России - детям" в Центральном выставочном зале. Представлены, в том числе, работы Н.П. Малевской-Малевич. Источник: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Творчеству Наталии Павловны свойственна, с одной стороны, импровизация, которая всегда рождает индивидуальные, ни на что не похожие образы. С другой стороны, создаваемую ей стекольную форму нельзя считать случайной: художница буквально мыслит ею и при создании произведения максимально точно попадает в творческий замысел и собственное настроение. Через стекло Наталия Павловна раскрывает свободу самовыражения, индивидуальный способ общения с миром. Ее работы полны поэтического лиризма, чувства переменчивости момента, философских размышлений о тайнах бытия. Но они отнюдь не беспредметны, в них читается понимание архитектоники формы, ее неслучайность и выверенность, композиционная целостность, и в этом чувствуется влияние традиций ленинградской художественной школы.

«Стекло — это и капля, и отраженный звук, и свет, и перегородка между двумя мирами. Стекло — это галактика», — говорит сама Наталия Павловна.

Работы художницы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музея-заповедника «Загорск», Центрального выставочного зала «Манеж», в частных собраниях в России и за рубежом.

Малевская-Малевич Н.П. Скульптура декоративная "Дракон", 1996-1997 гг. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. Источник: Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Теперь и наша галерея может похвастаться несколькими уникальными, неповторимыми работами Наталии Павловны. Возможно, в них каждый почувствует что-то свое, глубоко личное?

Первая из них — это трехфигурная композиция "Зимние деревья" (1986 год), выполненная из цветного и опалового стекла в гутной технике. В этой работе сочетаются одновременно и внешняя хрупкость, и мягкость очертаний, и монументальность. Округлые фигуры деревьев отличает основательность, диктуемая архитектоникой формы. Чистота и прозрачность синего стекла удачно гармонирует с мягкой опаловой дымкой. При рассмотрении композиции обратите внимание на проникающий сквозь фигуры свет, который задает неповторимое философско-лирическое настроение, характерное для работ Наталии Павловны. Через очищенную от детализации и в то же время весьма узнаваемую форму заснеженных деревьев с помощью игры оптическими свойствами цветного стекла зрителю сообщается и прохлада мороза, и мягкость снега.

Композиция декоративная трехфигурная "Зимние деревья", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, цветное стекло, опаловое стекло, гутная техника, СССР, 1986 г. Из коллекции галереи "Однажды".

Продолжает зимнюю тему двухфигурная композиция "Заморозки" (1989 год) из цветного стекла. Простая и гармоничная шарообразная форма более абстрактна, чем форма деревьев, но стоит лучам света пройти сквозь стекло, как моментально оказываешься охваченным ощущением покалывающего мороза, а стеклянная крошка на поверхности шаров кажется инеем. В этом и заключается магия работ Наталии Павловны: при ярком сквозном свете они оживают и заставляют зрителя испытывать сильнейшее эмоциональное переживание.

Композиция декоративная двухфигурная "Заморозки", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, цветное стекло, гутная техника, СССР, 1989 г. Из коллекции галереи "Однажды".

Теме природы также посвящена четырехфигурная композиция "Осень" (1991 год) с авторской подписью. Она выполнена в иных, цилиндрических и каплевидных формах, которые также намекают нам на контуры деревьев, и даже на отблески осеннего заката, если обратить внимание на отбрасываемые тени. В данной работе марганец демонстрирует свои лучшие качества: благородство цвета, его игру и мягкие теплые переливы. И вот уже деревья становятся и не деревьями вовсе, а догорающим осенним пламенем, сообщая зрителю слегка меланхоличное настроение.

Композиция декоративная четырёхфигурная "Осень", автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России (авторская подпись на дне), марганцевое стекло, гутная техника, СССР, 1991 г. Из коллекции галереи "Однажды".

Возможно, самая лирическая, самая эмоционально насыщенная работа — это композиция "Забытая мелодия" (1980—1990-е гг.) из цветного и опалового стекла, выполненная в форме музыкальной пластинки. Основание представляет собой конус, увенчанный нежным синим цветком. Особую прелесть этой работе сообщает металлическая спираль c подвешенными на нее «капельками» из стекла, покачивающимися даже от самого легкого дуновения. Как мы уже говорили, использование металлических элементов в композиции — одна из характерных черт творчества Наталии Павловны, и металл вовсе не спорит с хрупкостью стекла, но дополняет и оттеняет его, добавляя еще больший лиризм композиции. Работа проникнута философским смыслом и, как и предыдущие, погружает зрителя в созерцательное настроение через материю.

Композиция декоративная "Забытая мелодия" в форме музыкальной пластинки, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, опаловое стекло, гутная техника, латунь, СССР, 1980-1995 гг. Из коллекции галереи "Однажды".

Продолжение лирической линии в стеклопластике с применением металлических элементов можно увидеть в работе "Зимняя птица" в форме колокола с фигуркой птички, выполненной в технике пескоструйной обработки, на изящном кованом основании. Этот удивительный декоративный арт-объект оригинальностью формы и конструкции пробуждает не только созерцательное настроение, но и подталкивает зрителя искать ассоциативные связи, задуманные художником.

Композиция декоративная "Зимняя птица" в форме колокола, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, хрусталь, пескоструйная обработка, латунь, гальваническое серебрение, СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи "Однажды".

Широкий диапазон творческих возможностей Наталии Павловны демонстрирует композиция "Квинтет", выполненная из стекла с цветными включениями в гутной технике с пескоструйной обработкой. Каждая фигура композиции несет в себе сильное архитектонической начало и словно поет своим собственным голосом.

Композиция декоративная "Квинтет" из пяти фигур, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, цветные включения, гутная техника, пескоструйная обработка, СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи "Однажды".

Легкостью и воздушностью отличается композиция "Путешествие на воздушном шаре" с изображением спутника, птиц и бабочек. Художница выполняет изящный, наполненный светлым и праздничным настроением декор в технике росписи пером с белой эмалью и золотом по фону красно-янтарного оттенка.

Композиция "Путешествие на воздушном шаре" с изображением спутника, в комплекте с подставкой, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, роспись пером, белая эмаль, золото, Российская Федерация, 1994 г. Из коллекции галереи "Однажды".

Также в галерее представлены два подсвечника "Кораблики" из синего и опалового стекла. Оба стилизованных кораблика выполнены в гутной технике с декором “бульгазе” в виде пузырьков в толще стекла. Нельзя не заметить и отсылки к антропоморфному началу в конструкции этих удивительных подсвечников.

Подсвечник "Кораблик" синего оттенка, автор - Малевская-Малевич Наталия Павловна, член Союза художников России, стекло, гутная техника, бульгазе, СССР, 1980-1990 гг. Из коллекции галереи "Однажды".

Мы приглашаем Вас в галерею “Однажды”, чтобы познакомиться с творчеством Наталии Павловны Малевской-Малевич и соприкоснуться с удивительным миром художественного стекла.

Автор: Ирена Мозолевская.