Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Сервиз «Сирень» Дулево

История происхождения сервиза «Сирень». Почему он стал популярен в 50-х годах. Какие сервизы интересуют коллекционеров.
Ах, сирень, сиренюшка…

В советское время была очень популярна посуда с изображением различных цветов, например, роз, ромашек, гвоздик. Но поистине легендарным считается сервиз «Сирень», который выпускался на Дулевском фарфоровом заводе. Он был мечтой советских граждан и остается по сей день любимчиком коллекционеров.


Кувшин, украшенный изображением сирени, фарфор, деколь, золочение, Товарищество М.С. Кузнецова в Дулёво, Российская империя, 1910-1917 гг.

Художественное решение этого сервиза само по себе нельзя назвать новаторским: на изделия весьма распространенной и универсальной формы «Тюльпан» с ребристыми стенками наносится методом деколи (печати) изображение веточек сирени, а края отводятся золотом. Мотив этот известен еще с дореволюционных времен: на том же кузнецовском и гарднеровском фарфоре он встречается очень часто, как и на изделиях других производителей.
Так почему же дулевский сервиз стал так популярен именно с 1950-х годов? И чем он отличается от современной «Сирени»?

Хрущевская оттепель привнесла в быт новые эстетические ориентиры, сталинский ампир ушел в прошлое. После Всемирной выставки в Брюсселе, прошедшей в 1958 году, и Постановления Совета Министров СССР от 23 апреля 1959 года «Об устранении излишеств в отделке, оборудовании и во внутреннем убранстве общественных зданий», в моду вошли предметы строгие, рациональные, минимально украшенные и легко соединяемые в ансамбли. Чрезмерное и непрактичное украшательство в декоративно-прикладном искусстве и промышленных изделиях не поощрялось. Конструкция вещи определялась ее функцией и особенностями материала.

В статье «Советское Дулево» В. Попова, опубликованной в журнале «Декоративное искусство СССР» в 1957 году, мы находим следующие строки, характеризующие вкусы эпохи: «В дореволюционное время завод выпускал изделия в расчете на широкие, но отнюдь не лучшие вкусы. Монотонная, сухая и вместе с тем слащавая натуралистическая живопись в виде разнообразных цветов, букетов, идиллических сценок и пейзажей, часто сплошь покрывавшая стенки сосуда, отвечала буржуазно-мещанским вкусам и определяла художественное лицо Дулевского завода». Также автор критикует предметы, которые отличает «дурной вкус мещанского «великолепия».

Но существовавшая десятилетиями любовь покупателей к ставшим временно неугодными декоративным мотивам, эмоционально насыщенным образам и красочности не могла исчезнуть в одночасье. Дулевский фарфоровый завод всегда сохранял в декоре изделий национальную линию: обильный цветочный декор, агашки, золочение, жизнерадостность и сочность цветов.

И вот на пике борьбы с «мещанством», в середине 1950-х, вопреки общей тенденции к упрощению, выпускается пышная, праздничная «Сирень». Выбранная форма «Тюльпан» сама по себе уже достаточно нарядная, да еще и букетики на чашках располагаются с внутренней и внешней стороны — далеко не самое практичное решение. На ранних образцах также присутствовали золотые цветочки на донцах чашек. Такой сервиз не подходил для ежедневного использования и служил скорее украшением буфета и символом достатка хозяев, а также атрибутом праздничных чаепитий.

Пожалуй, лишь в одном сервиз согласовывался с веяниями времени, а именно в созвучности с требованиями промышленного производства: нанесение деколи было простым и не затратным с технологической точки зрения.

С конца 1960-х функциональный стиль сменяется на более декоративный, фарфоровая посуда снова активно украшается, но орнаменты становятся более стилизованными, актуальными, обобщенными. Дулевский фарфоровый завод откликается на запросы времени, выпуская новые сервизы. Потому сервиз «Сирень» уже не кажется таким смелым, а его популярность снижается. В статье «Фарфор Дулева», посвященной новой посуде и опубликованной в 1967 году, Л. Андреева пишет: «Кажется просто невероятным, что всего десять лет назад художники с натуралистической точностью воспроизводили на фарфоре цветы и листья, будто оформляли ими не бытовую посуду, а создавали эскизы для пособия по ботанике».
«Сирень» выпускалась до конца 1960-х годов. Этот мотив использовали в посуде и другие заводы, например, Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина, заводы «Пролетарий» и «Красный фарфорист», Рижский фарфоровый завод. Сирень изображалась и на обеденных сервизах (такой мы можем увидеть в доме Раисы Захаровны в фильме «Любовь и голуби»). Но эта посуда никогда не была так популярна, как дулевский чайный сервиз.

Кадр из художественного фильма «Любовь и голуби»


Сервиз обеденный "Сирень", фарфор, деколь, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1968-1991 гг.

Л. Казакова в статье «О массовой посуде в 1964 году» отмечает эту тенденцию: «Рисунок деколи «Сирень» не имеет себе равных по долголетию и широте распространения. Он выпускается миллионными тиражами и украшает посуду ни одного Дулевского завода. Давно пора решить вопрос о закреплении за каждым заводом определенных рисунков деколи!».
У коллекционеров пользуются спросом именно ранние образцы 1950-х гг. с двусторонней деколью и обилием золота. А уж полный сервиз на 6 персон с предметами одного года выпуска — это настоящее сокровище.
И все же, вряд ли поклонники «Сирени» рассматривают ее исключительно как явление в историко-культурном контексте эпохи. Легкость и воздушность фарфора, нежность и натуралистичность сирени, которая словно источает аромат весны, понятность мотива и жизнерадостность — пожалуй, именно за это мы ценим неувядающий букет, созданный мастерами Дулевского фарфорового завода.

Чайная пара "Сирень", фарфор, деколь, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1957 г.

Made on
Tilda