Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Сервизы СССР

Вы замечали, что люди всё больше погружаются в ностальгию и пытаются воссоздать вокруг себя обстановку ушедшей эпохи? Уж кому, как не галерее «Однажды», это известно. Наши гости очень любят советские вещи, и мы всегда рады помочь подобрать нечто особенное из нашей коллекции. А ещё многие кафе и рестораны сейчас оформляются в советском стиле. Удивительно, что всего лет 20 назад люди без сожаления отказывались от советских вещей, выбирая промышленный дизайн.
Интерьер городской квартиры рабочего ВАЗа
Минусинский район. Совхоз Тагарский. Интерьер квартиры Морозовых - жителей села Лугавского
Интерьер квартиры механизатора Зуева А.М. Совхоз "Красная Звезда" Шадринского района
Давайте и мы совершим небольшое путешествие в прошлое и попробуем перенестись в обычную советскую квартиру. Что первым приходит на ум? Скорее всего, ковёр на стене, хрустальная люстра и, несомненно, сервант. А на самом почетном месте в серванте, за стеклом, у зеркальной стенки красуется сервиз, гордость хозяев дома, участник праздников и семейных встреч.

И когда представители младших поколений решают мебель в доме обновить, посуда отправляется вслед за сервантом на продажу, а подчас и на помойку. Но более чуткие к фарфору люди, наоборот, сервизы СССР собирают и даже используют по назначению, желая воссоздать в квартире атмосферу уюта. Да уж, не самые компактные предметы для коллекционирования, в отличие от фарфоровых статуэток. Но не обязательно устраивать дома целую «посудную лавку», достаточно иметь пару красивых сервизов и наслаждаться чаем и кофе в семейном или дружеском кругу. Многие же собирают только молочники, отдельные пары, чайники из разных серий, в общем, к чему душа лежит.

Увы, люди далекие от мира коллекционирования подчас опрометчиво расстаются с редкими коллекционными сервизами. Иные же наоборот, прочитав ложную информацию, лелеют надежду продать за миллион сервиз непримечательный лишь потому что в семье он считался особенным.

Мы не будем соблазнять читателя яркими заголовками в духе «сервиз на миллион», «тайны бабушкиных сервизов» и «драгоценности из шкафа». Мы будем честны. Вероятность найти редчайший агитационный или авторский сервиз стремится к нулю. Но вот немного разобраться в самых популярных сервизах СССР мы поможем. Сегодня мы сделаем акцент на чайных и кофейных сервизах, потому что ценность столовых всё-таки ниже, они несли функцию утилитарную (разве что кроме единичных агитационных).
Культура чаепития крепко утвердилась в России в ХIХ веке. Дворяне, помещики и купцы пили чай с размахом: непременными атрибутами были начищенные самовары, вышитые скатерти, фарфоровая посуда, сахар вприкуску и изысканные сладости. Вспомним хотя бы отрывок из «Евгения Онегина»:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(А.С. Пушкин)
Наталья Яковлевна Данько (1892-1942 гг.) – одна из ключевых фигур в истории завода. Уроженка Тифлиса, с 1908 года она жила и училась в Петербурге, а в 1914 году устроилась на работу скульптором на Императорский фарфоровый завод. В 1919 году была назначена заведующей скульптурным отделом. Она же была ответственной за выпуск скульптуры на экспорт. Вместе с Натальей работала и её сестра Елена, художница и поэтесса. Работы Н.Я.

Данько как нельзя лучше отвечали идеям молодой советской власти: шахматы «Красные и белые», статуэтки «Пятилетие Красной армии», «Вышивающая знамя», «Матрос со знаменем», «Милиционерка» и другие. Хотя привлекали её и более нейтральные темы, например, в своих произведениях она изображала различных деятелей искусств: Пушкина, Нижинского, Ахматову, Мейерхольда…


Но более бедные сословия, разумеется, не могли себе позволить эту роскошь. Черный чай был достаточного дорогим (потому в деревнях чаще делали сборы из трав), о красивой посуде не приходилось и мечтать, а вместо мягких калачей к столу подавались сухари.

И вот в ХХ веке ситуация изменилась. Все граждане отныне могли претендовать на снабжение товарами повседневного спроса. Раннесоветский агитационный фарфор, в том числе в виде сервизов, планировалось использовать в целях воспитания новых советских граждан. Но его тиражи были слишком малы, потому большая часть так и осталась выставочными образцами. А промышленность не могла полностью удовлетворить спрос. Большинство сервизов 1920-1930-х гг. ещё выполнялись на старых формах национализированных фабрик. Чаще всего на чайных сервизах изображались цветочные композиции или портреты хорошеньких барышень, но, повторимся, они не были массовыми и широкодоступными в силу экономической обстановки. Потому сегодня они тоже являются весьма ценными для коллекционеров.
Молочник агитационный «Жница», фарфор, крытье, деколь, СССР, 1920-1930 гг.
Чайник из сервиза «Пастушки», фарфор, деколь, Дмитровский фарфоровый завод, СССР, 1924-1927 гг.
Пара кофейная, фарфор, крытье, деколь, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ Вербилки), СССР, 1925-1933 гг.
Спустя несколько лет после окончания Великой Отечественной войны фарфоровая промышленность оправилась и набрала обороты, выполняя планы. Населению наконец был предоставлен широкий ассортимент посуды, которая стала доступной для покупки.

Но редкие и «элитные» сервизы с богатым расписным декором по-прежнему были в домах у единиц. Они-то и ставились за стекло, и доставались только по особым случаям. Сервизы превратились в настоящий маркер благополучия. Получилось так, что борьба с мещанством и накопительством в итоге оказалась проиграна, а отдельные предметы так и доставались лишь партийным деятелям и передовикам.

Со второй половины 1950-х годов и в 1960-е, в период «оттепели», общественные вкусы были перенаправлены в сторону большей простоты, облагораживания жилища, стало выпускаться больше новых форм и моделей в стилистике минимализма. И производители посуды начали следовать этой линии, диктуемой партией. Впрочем, у каждой фабрики был свой особый почерк, а у потребителей — разный вкус. Поэтому нельзя чётко разделять и сервизы по временному признаку, поскольку одна и та же фабрика могла выпускать модели в разной стилистике. Так продолжалось до распада СССР. Сервизы в то время были бытовыми, праздничными, подарочными.


Но изменение ритма жизни на рубеже тысячелетий вытеснило сервизы из обихода. Кто станет пить кофе на бегу из тонкостенного бабушкиного фарфора и думать о размещении чайных наборов на тесной кухне? Промышленный дизайн завоевал свое место в быту и сервиз СССР ушёл в прошлое.

Но теперь многие люди, уставшие от ритма городской жизни, обращаются к коллекционированию и в том числе возвращаются к культуре чаепития. Как мы и говорили в самом начале, многие ностальгируют по советским временам и потому собирают фарфор, чайные ложечки со сказочными персонажами и прочие милые сердцу вещи. Что ж, тенденция весьма приятная. Давайте же посмотрим, какие советские сервизы являются самыми популярными?
Дореволюционные антикварные сервизы в тему нашего сегодняшнего разговора не входят. Отметим только, что посуда фабрик Кузнецова, Гарднера, братьев Корниловых и других, менее известных широкому кругу производителей, далеко не всегда стоит сотни тысяч рублей и представляет собой ценность музейного уровня. Тут важна и форма, и техника (роспись, деколь, деколь с подрисовкой и пр.), и состояние, и комплектность, как и с любым другим антикварным фарфором.

А вот агитационный раннесоветский сервиз - это уже большая редкость и ценность. Но встретить их сегодня крайне сложно, если не считать музеев, антикварных магазинов и частных собраний.

Взять хотя бы сервиз «Комсод» из музея Императорского фарфорового завода. Едва ли его можно представить в жилище рядового рабочего 1930-х годов. Такие вещи в народ не уходили. Довоенные сервизы в полной комплектации — это вообще большая редкость.
В галерее «Однажды» представлено несколько наборов этого периода: сервиз чайный в стиле шинуазри и сервиз столовый «Чёрная роза» (Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика «Коминтерн»), сервиз с дарственной надписью, клеймо «Рострестфарфор» (Завод «Красный фарфорист», Чудово) и другие.
Сервиз с сине-золотой орнаментальной каймой, редкое клеймо «Рострестфарфор», фарфор, крытье, золочение, Завод «Красный фарфорист» (Чудово, Грузинская фарфорово-фаянсовая фабрика), СССР, 1920-1930 гг.
Сервиз чайный в стиле шинуазри на 10 персон (26 предметов), Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика "Коминтерн", фарфор, деколь, подрисовка, крытье, золочение, СССР, 1921-1926 гг.
Сервиз столовый «Чёрная роза» на 6 персон (13 предметов), фарфор, роспись, золочение, Государственная Волховская фарфорово-фаянсовая фабрика «Коминтерн», СССР, 1934-1941 гг.
Настоящий расцвет сервизов начался в 1950-е годы. После войны фарфоровая промышленность активно выполняла задачу восполнения дефицита продукции. Авангардные формы ушли в прошлое, уступив место сентиментальным народным мотивам, или лаконизму и гармонии в духе мидсенчури.

В числе наиболее успешных заводов того времени, выпускавших самый качественный фарфор, — Ленинградский и Дулёвский фарфоровый заводы, о которых мы уже подробно писали, а также Рижский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), Барановский фарфоровый завод, Минский фарфоровый завод и другие.
Фото Дулёвского завода им. газеты «Правда», живописец Е.С.Карпов за разрисовкой столового сервиза
Фотография. чайного сервиза и ваза «Цветы».
Фотоотпечаток: Две женщины за росписью чайного сервиза
Также в СССР были необычайно популярна посуда из ГДР и особенно сервиз «Мадонна», выпускавшийся различными фабриками во множестве расцветок.

В статье про Дулевский фарфоровый завод мы рассказывали о замечательном художнике Петре Васильевиче Леонове, который более 40 лет проработал главным художником на производстве. Он ещё до войны отказался от идей украшения посуды лозунгами и активно применял мотивы из народных орнаментов, в том числе из ситца. Послевоенные сервизы П.В. Леонова более броские, с позолотой, с крупными размашистым мазком. Например, «Золотой олень» с ярким оранжевым фоном (золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году) и насыщенно-синяя «Красавица», которую мы видели в фильме «Женитьба Бальзаминова».

Но одним из самых известных сервизов Дулёвского фарфорового завода остаётся «Сирень» на классической форме «Тюльпан», и непременно с двусторонней деколью. Феномен его в том, что появился он на волне борьбы за минимализм. И вдруг — сирень (по сути, не претерпевшая изменений с дореволюционных времён), да и ещё декор изнутри. Не правда ли, не очень практично? Этот сервиз как раз был из таких, которые ставили за стекло и доставали по редким случаям. Кстати, столовая вариация серии «Сирень» стоит за стеклом в комнате у Раисы Захаровны, героини фильма «Любовь и голуби».

Кадр из кинофильма «Любовь и голуби».

Сервиз кофейный на 6 персон "Кобальтовая сетка", автор рисунка А.А. Яцкевич, фарфор, роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1986 гг.
В коллекции галереи «Однажды» представлено несколько видов сервиза «Сирень» и отдельные предметы (столовый набор посуды, блюдца, молочники и т.д.) разных годов.

Среди фарфоровых заводов СССР наиболее выделялся Ленинградский фарфоровый завод (о нём мы тоже писали достаточно подробно). К числу легендарных относится серия «Кобальтовая сетка», автором которой стала Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952 гг.), пережившая блокаду Ленинграда. Вероятнее всего, она использовала мотив заклеенных крест-накрест окон в блокадном городе, но также этот рисунок перекликается и с «Собственным» сервизом Елизаветы Петровны, что может считаться символом преемственности. В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе А.А. Яцкевич за сервиз «Кобальтовая сетка» была посмертно награждена золотой медалью. Выставочный образец был представлен на ставшей классической форме «Тюльпан» С.Е. Яковлевой. Сегодня «Кобальтовая сетка» исполняется на различных формах и изделиях, но всё-таки «Тюльпан» остаётся излюбленной формой у покупателей. Более других ценятся сервизы с синим клеймом ЛФЗ самых ранних выпусков. Мы рады предложить нашим покупателям знаменитую «Кобальтовую сетку» в виде наборов и отдельных предметов.
Кобальтовая посуда всегда особенно ценилась из-за технологической сложности производства. Недаром сервиз «Виноград» был использован для оформления квартиры профессора Тихомирова в фильме «Москва слезам не верит», чтобы подчеркнуть его состоятельность.

Сервиз кофейный "Виноград" на 5 персон, автор формы А.А. Лепорская, автор росписи Л.К. Блак, фарфор, крытье кобальтом, роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1970-1991 гг.
Сервизы Ленинградского фарфорового завода фигурировали в фильмах «Чародеи» («Мой сад»), «Интердевочка» («Розовая ветка») и других.

Сервизы Ленинградского фарфорового завода — это классика советского антиквариата. Отдельные невесомые кофейные чашки с блюдцами из костяного фарфора и целые сервизы — выбирать Вам. У нас есть классические вариации сервизов («Кобальтовая сетка», «Жемчужный», «Золотые ромашки», «Виноград», «Весна» и др.), оригинальные модели в духе советского минимализма («Бирюза», «Северный» и др.) и поистине уникальные («Геометрический ситчик», «Синие махровые цветы», «Золотые и синие цветы»).
Сервиз чайный "Синие махровые цветы", форма "Репка", на 5 персон (18 предметов), автор формы Яковлева С. Е., автор росписи Безпалова-Михалева Т.Н., фарфор, роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.
Сервиз чайно-кофейный "Геометрический ситчик" на 6 персон (34 предмета), форма "Капля", автор формы А.А. Лепорская, автор росписи Н.М. Павлова, фарфор, надглазурная роспись, золочение, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1960 гг.
Сервиз чайный «Бирюза» на 5 персон (14 предметов), автор формы «Вечер» - В.Л. Семенов, автор росписи - Н.П. Славина, фарфор, крытье, роспись, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), СССР, 1950-1970 гг.

Кадр из фильма
Также высоким спросом пользуются наборы Дмитровского фарфорового завода (Вербилки). Классикой остаётся сервиз «Барбарис», выпускавшийся в различных оттенках. О его необычайной популярности свидетельствует тот факт, что он «снялся» в двух знаменитейших советских фильмах - «Большая перемена» и «Покровские ворота». Сама форма предметов серии «Барбарис» известна как Севрская, завезённая в Россию еще при Ф.Я. Гарднере, а рисунок разработал в советское время художник Е.П. Смирнов. «Барбарис» выпускался в разных оттенках, самым популярным из которых стал красный (терракотовый), более редкие и дорогие — это зелёный, синий, розовый.
В галерее «Однажды» представлены разные сервизы Дмитровского фарфорового завода, самый редкий из которых — это «Васильки на чёрном фоне», отличающийся национальным своеобразием, чистотой и яркостью цвета.

Хотелось бы сказать и о сервизах Рижского фарфорового завода, очень изящных и украшенных растительными и национальными орнаментами. В нашей коллекции есть серии «Саулите», «Майя», «Вакарс», а также набор «Ауструму», который тоже появлялся в фильме «Любовь и голуби».
Сервиз кофейный "Saulīte” ("Солнышко") с декором в виде роз на терракотовом фоне, автор формы Зина Улсте, 21 предмет на 6 персон, фарфор, крытье, золочение, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, 1964-1980 гг.
Комплект чайный "Ауструму" на шесть персон (чайник и шесть пиал), фарфор, деколь, золочение, 1970-1990 гг.
Сервиз "Maija" (Майя) с цветочным орнаментом на 3 персоны (11 предметов), форма завода "Rosenthal", фарфор, роспись, золочение, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, СССР, 1953-1962 гг.
Советской посудой можно пользоваться до сих пор. При аккуратном использовании она служит многие годы. Поэтому мы рады предложить не только коллекционные варианты, но и вполне доступные, от 2500 рублей.
Сервизы СССР можно приобрести в антикварных магазинах, на барахолках и, конечно, в интернете через магазин или частное лицо. Сложность состоит в том, что на посуде, как и на любых фарфоровых изделиях, могут быть дефекты в виде сколов и трещин, и обнаружить их на фотографии достаточно сложно. Также сервизы требуют более тщательной упаковки и бережной транспортировки, чем статуэтки или отдельные предметы посуды.

Поэтому мы рекомендуем покупать сервизы только после осмотра на месте, либо заказывать у проверенного и ответственного продавца. При покупке сервиза проверьте выступающие части — носики, крышки, в том числе и изнутри, простучите чашечки, чтобы определить наличие скрытых трещин.

Реставрация фарфоровой посуды не сильно влияет на её стоимость, если она приобретается для декоративных целей. Но вот пить из отреставрированных чашек уже не рекомендуется — это может быть токсично.

Многие интересуются стоимостью посуды. Если Вы хотите продать сервиз, то учитывайте несколько моментов. Цена его зависит от ряда факторов. Первый — это редкость. Если сервиз был в каждом третьем советском доме, рассчитывать на значительные суммы не стоит. Впрочем, даже типовая модель может встретиться в редкой расцветке. Второй — это комплектность и сохранность. Наибольшей любовью покупателей пользуются сервизы на 6 персон, либо на 12. Также существуют наборы тет-а-тет (на две персоны). Если Вы все же решите продать старинную посуду, то мы рекомендуем обратиться к профессиональному оценщику.

Наконец, самое интересное. Так какие же сервизы самые дорогие? По результатам российских аукционов, самыми дорогими советскими сервизами признаны чайный «Серебряные звери» (Ленинградский фарфоровый завод), сервиз с жёлтыми цветами и сервиз с синими цветами (Ленинградский фарфоровый завод), «Жар-птица» (Дулевский фарфоровый завод) и столовый «Волга-канал» (Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина). Их стоимость оценивается в несколько сотен тысяч рублей. Но в целом хороший коллекционный сервиз можно приобрести за 15-30 тысяч рублей.

В галерее «Однажды» представлен огромный выбор советских сервизов. Все они прошли искусствоведческую атрибуцию и осмотрены экспертами на наличие дефектов. Мы гарантируем надежную упаковку и быструю доставку. Потому, если перед Вами встал вопрос покупки сервиза для себя или в подарок, обязательно заходите в нашу галерею.
Made on
Tilda