Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Советские квартиры на полотнах современников

О чем говорит интерьер в изобразительном искусстве? Прежде всего, это фиксация во времени и пространстве. Архитектурные элементы, характерная мебель, даже форма окон помогают нам перенестись, например, в средневековье, поймать очарование будуара маркизы или с ностальгией вспомнить родительскую квартиру. Ту самую “хрущевку”, которая в детстве казалась не такой крошечной. А еще помещение на картине может рассказать нам о настроении автора, о характере персонажей, об эпохе, трендах и даже философских концепциях. В конце концов, интерьер служит неплохим средством агитации и пропаганды, о чем свидетельствуют многочисленные полотна советского периода.
История

Изображения интерьера встречаются на фресках в Помпеях, мелькают на средневековых миниатюрах, им отдавали дань художники Возрождения. А настоящим триумфом стал период XVII-XIX вв., когда в изобразительном искусстве появился и достиг своего расцвета отдельный жанр “интерьер”.

Его развитию способствовали голландцы, сумевшие виртуозно играть светотенью, уделявшие пристальное внимание детализации и перспективе. Именно им удалось создать настоящие портреты помещений, которые до сих пор вызывают неподдельное восхищение.




“Материнская забота”, художник - Питер де Хох, Нидерланды, 1660 г.


"Кабинет И.И. Шувалова", копия А. Зяблова с картины Ф. Рокотова 1760 г.

Русские художники, начиная с XVIII века, также немало сделали для развития жанра.

Любопытная работа Ф. Рокотова (в копии А.Зяблова) демонстрирует “кабинет любителя искусств” И. Шувалова. Помимо классической картинной галереи внимание привлекает фигура-тромплей (обманка), изображающая мальчика-слугу.
Архитектор Н. Львов в своем акварельном эскизе будуара дворца графа Безбородко умело и тонко сумел соединить восточную роскошь, вошедшую в моду с романами Монтескьё, маркиза д’Аржана, Вольтера и др., и классицизм, сменивший вычурную легкость рококо.

"Будуар в московском дворце графа Безбородко" Н.А. Львов


“Картинная галерея Строгановского дворца”, художник - А. Воронихин, Россия, 1794 г.

Акварель А. Воронихина, изображающая картинную галерею Строгановского дворца, с одной стороны, демонстрирует все тот же разросшийся “кабинет любителя искусств”, а с другой стороны является своеобразной проектной работой по оформлению интерьеров (кстати, именно за это Воронихин получил звание академика Академии художеств в 1794 г.)
Поэтика русского помещичьего быта запечатлена на картине А. Венецианова “Утро помещицы”. Здесь интерьер служит не только обрамлением развернувшейся сценки, но создает определенное настроение.

“Утро помещицы”, художник - А. Венецианов, 1823 г.

Говоря об интерьерах в изобразительном искусстве невозможно не упомянуть Э. Гау (1807-1887). Его мастерские акварели с Большим Гатчинским дворцом, Зимнем дворцом, дворцом “Коттедж” и проч. служат документальным пособием для реставраторов и историков искусств.

“Приемная великого князя Александра Николаевича”, художник - Э. Гау
Интерьер Зимнего дворца, художник - Э. Гау
Интерьер Зимнего дворца, художник - Э. Гау

“Спящая дама”, художник - К. Сомов, 1909 г.

Как уже упоминалось выше, интерьер в живописи играл роль не только портрета помещения, но и подчеркивал настроение картины, загадывал головоломки, заострял социальные вопросы. Особенно это характерно для второй половины XIX - начала ХХ века.


“Спящая дама в розовом”, художник - К. Сомов, 1912 г.
“Новичок”, художник - Н. Богданов-Бельский, 1893 г.
“Чаепитие”, художник - Н. Загорский, 1890 г.
Советские квартиры

“Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”. Эта цитата из самого знаменитого романа М. Булгакова так и вертится на языке, когда затрагивать тему советского быта. И неважно, касается дело живописи, кино или литературы. Идеализированное прошлое, застывшее на картинах, культивируемое в фильмах, безусловно по-своему притягательно. Но вряд ли кому-то захочется погрузиться в мир строителей коммунизма через коммуналки, бараки, крохотные хрущевки. Да, были и другие квартиры, другой быт, другой антураж. Однако большинство населения СССР сталкивалось с определенными трудностями квартирного вопроса.



“Кухня и домком”, художник - В. Серов


“Коммунальная кухня”, художник - Наталья Скворцова

Гражданская война смела одним махом привычный быт множества людей: и абажуры, и канареек, и кружевные скатерти. А кто-то этих изменений даже не заметил. В конце концов, до революции существовали дешевые доходные дома, где семьи снимали даже не комнату, а угол. Разумеется, это не умаляет трагедии тех, кого “уплотнили”, подселив новых жильцов совершенно иного социального статуса.


Искусство подхватывало настроение эпохи. Наряду с броскими по-плакатному яркими произведениями, полными уверенности в победе, появлялись и очень камерные, полные тревожной атмосферы работы. Так, Георгий Верейский в одним изображением интерьера смог передать дух времени, самого начала революционных событий.



“Кухня и домком”, художник - В. Серов

Первые годы советской власти “новое” активно строилось на обломках “старого”. Рухнувший мир поневоле принимал новых хозяев жизни, рьяно принимавшихся создавать молодую страну Советов.
Прекрасной иллюстрацией тех лет может послужить последнее большое полотно К. Петрова-Водкина “Новоселье”. Да, картина написана в 1937 г., однако по замыслу художника действие происходит в 1922 г. Перед нами предстает квартира на Миллионной улице (о чем свидетельствует Петропавловская крепость, виднеющаяся в окне). Еще многое осталось от прежних жильцов: картина на стенах, изящный стул в стиле второго рококо на переднем плане, тяжелый шкаф, шпонированный тополиным капом, оставленный попугай в клетке, роскошная лампа у стены и щемяще трогательный пустой оклад без иконы с засохшей вербой. Но уже все пространство комнаты заполняется новой жизнью, новой энергией, новыми людьми.

“Новоселье”, художник - К. Петров-Водкин, 1937 г.

Победа нового, стремительно выстроенного, мира запечатлена в лирических полотнах Ю. Пименова. Его московская поэма открывает перед нами повседневную жизнь изящных благополучных москвичек 1930-х гг. Налаженный быт в просторных, залитых светом “квартирах-сталинках”. И много счастья, радости, спокойствия.

“Новоселье”, художник - К. Петров-Водкин, 1937 г.


“Подруги”, художник - С. Рянгина, 1945 г.

В тяжелые военные и послевоенные годы советскому человеку нужны были надежда и вера в будущее. Как никогда был востребован домашний уют и ощущение дома. Мягкий свет лампы, маленький скромно накрытый стол (с белой скатертью!), теплая печка с поленьями и ощущение победы. И пусть на картине С. Рянгиной “Подруги” убранство комнаты совсем простое, даже аскетичное, небольшие акценты, сделанные художницей создают атмосферу уюта, тепла и тихой радости.
По-хорошему, следовало бы непременно упомянуть “Переезд на новую квартиру” А. Лактионова. Без этой картины не обходится ни одна статья, посвященная советским квартирам. Что-то новое о ней уже не найдешь и не придумаешь, но как образец “квартирного вопроса” ее все же имеет смысл опубликовать.



“Переезд на новую квартиру”, художник - А. Лактионов, 1952 г.


“Юные радиолюбители”, художник - Р. Зенькова, 1950-ые гг.

Очень любопытной представляется работа Р. Зеньковой “Юные радиолюбители”. на картине за спиной увлеченных мальчишек можно увидеть настоящее чудо техники того времени.
1960-ые ворвались легкостью, лаконичностью и совершенно особым ощущением оптимизма.

“Новоселье”, художник - К. Петров-Водкин, 1937 г.

Работы А. Ведерникова, вызывающие устойчивые ассоциации с русским фовизмом, сейчас так и напрашиваются в современный интерьер. К тому же приятно видеть на некоторых картинах характерные кресла и трехногие столики. Эти предметы оказались необычайно востребованы у ценителей винтажа и антиквариата последние лет пять.

“Натюрморт”, художник - А. Ведерников, 1960-ые гг.


Серьги-цикады, Рене Лалик

Одна из наиболее обсуждаемых картин советских художников в контексте интерьеров - “Подруги” А. Невзгодина. Хотя в комментариях обычно обращают внимание не столько на кресло (невозможно трендовое в 2020-х гг.), радиолу и проигрыватель, а на выражение лиц девушек и… сапоги.
Завораживающая картина В. Машенкина демонстрирует небольшой фрагмент спальни с лакированным румынским гарнитуром, считавшимся признаком достатка. Однако в сочетании со старыми обоями и деревянными рамами балконных дверей это свидетельство роскоши скорее отсылает к произведениям К. Сомова, наполненным атмосферой зыбкости и нереальности происходящего.

Художник В. Машенкин, 1980-ые гг.

Ностальгия по детству или по молодости заставляет нас мысленно возвращаться в прошлое. Порой включается идеализация минувшего. И неважно что там было: коммуналка, барак или дедушкина профессорская квартира. Поэтому такое умиление вызывает пепельница, мелькнувшая в кадре, задействованный в какой-нибудь сцене советский проигрыватель, да тот же самый трехногий стол! И это здорово.
Made on
Tilda