Режим работы:
с 11:00 до 20:00 ежедневно
Адрес:
ул. Краснопролетарская, д.7
Антикварный магазин

Серия «Счастливое детство» Галины Сергеевны Столбовой

Если пройтись по антикварным магазинам и лавкам, едва ли найдется хоть одно место, в котором не представлены статуэтки Ленинградского фарфорового завода из серии «Счастливое детство». Да и наши статистические наблюдения позволяют заключить, что именно эта серия — одна из самых популярных у покупателей, причём она любима как начинающими, так и самыми взыскательными коллекционерами фарфора.

В чём же секрет успеха этих очаровательных фигурок? Период 1950-х годов — один из самых светлых в советской истории. Страна оправилась после войны, началась «оттепель», развивалась экономика и культура. Люди, нуждавшиеся в положительных эмоциях, стали украшать свои дома по мере возможностей. На эти социально-культурные запросы и откликнулись скульпторы и художники Ленинградского фарфорового завода.


Фотография. Дети в колонне участников Первомайской демонстрации.
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына
Именно в 1950-1960-е годы мелкая фарфоровая пластика достигла необычайного расцвета. Фигурки людей и животных тиражировались в достаточной степени для того, чтобы их могли себе позволить все советские граждане. А камерность, отсутствие широких постаментов на статуэтках позволяли органично вписать их в любой, даже самый скромный, интерьер.

Интерьер комнаты работника телефонного завода Реутова В.С.
Государственное краевое бюджетное учреждение культуры "Пермский краеведческий музей
Ленинградский фарфоровый завод славится многими талантливейшими скульпторами и художниками, работавшими в жанре мелкой пластики, и сегодня мы поговорим о Галине Сергеевне Столбовой, которой и принадлежит та сама замечательная серия статуэток «Счастливое детство».

Галина Сергеевна Столбова родилась ещё до Революции, в 1908 году, Вятской губернии, в интеллигентной и обеспеченной семье. Поэтому детство её и правда можно назвать счастливым, и воспоминания о нём в дальнейшем она перенесла в свою фарфоровую пластику. Галина Сергеевна получила весьма достойное художественное образование, начавшееся с Коммерческого училища, где она познакомилась со своим наставником, по удивительному стечению обстоятельств, однофамильцем, Алексеем Ивановичем Столбовым. За училищем последовал Вятский промышленно-экономический техникум, а в 1927 году Галина Сергеевна отправилась в Ленинград.

В те годы существовало множество художественных объединений, самым крупным и успешным из которых была Ассоциация художников революционной России (АХР), при которой существовала своя студия. После учебы в студии, Галина Сергеевна поступила на скульптурное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Дипломной работой Столбовой стала скульптура «Испанская девушка-боец» на актуальную для того времени тему.

Согласно биографическим данным и воспоминаниям, ещё в студенческие годы Галина Сергеевна постоянно создавала наброски скульптор на тему детства, но на тот момент они ещё не сформировались в единую и законченную серию.

Галина Сергеевна была замужем за скульптором В.Ф. Богатырёвым, в 1940 году рождается их дочь Ирина, в будущем избравшая профессию родителей. Во время Великой отечественной войны Галина Сергеевна с семьёй находилась в эвакуации. Некоторое время она работала в скульптурной мастерской в родном Кирове (Вятке), затем вернулась в Ленинград, и в 1949 году начала работать на Ленинградском фарфоровом заводе.

Галина Сергеевна Столбова
Её статуэтки постоянно демонстрировались на внутренних и международных выставках. Несомненно, Галина Сергеевна была очень даровитым скульптором, поскольку смогла перенести в фарфор детскую наивность, доброту, радость абсолютно достоверно, искренне и виртуозно с точки зрения техники.

По воспоминаниям И.А. Широковой, жившей в то время в Кирове, Галина Сергеевна, дружившая с её матерью, часто лепила скульптурные изображения детей, и девочка сама позировала ей вместе с родственниками и друзьями. Фигурки в гипсе Галина Сергеевна и её подруга раскрашивали и продавали, что помогало выжить в это голодное время.
В будущем все эти наработки, как и студенческие эскизы, были воплощены в фарфоре. Статуэтки на тему детства отвечали потребностям граждан в добрых, светлых, положительных эмоциях, и талант Галины Сергеевны, наконец, нашёл благодатную почву для реализации.
Стоимость статуэтки может исчисляться сотнями тысяч рублей
Серия родилась из композиции «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Ключевая статуэтка была подчинена канону изображения И.В. Сталина, а дети изображены не столько в естественной обстановке, сколько за «правильными» занятиями («Юные мичуринцы», «Девочка-скрипачка»). Однако, эти статуэтки в силу малых тиражей встречаются редко, а потому и стоимость отдельных экземпляров может исчисляться сотнями тысяч рублей. Но затем, в силу положительных перемен в стране в 1950-е годы, тема детства получила возможность более свободного трактования в мелкой пластике, не будучи привязанной к личности Сталина.

Так какие же они, маленькие герои хорошо известной нам серии «Счастливого детства»?
Во-первых, это дети разных национальностей. В те годы тема дружбы народов имела колоссальное значение, поэтому внимание скульптора уделено особенностям костюма и досуга детей из разных стран и республик («Маленькая узбечка», «Мальчик с виноградом», «Узбечка с корзиной», «Негритянский мальчик с голубем», «Китаяночка»).
Статуэтка «Китаянка с веером» (Китаяночка)
Статуэтка «Узбечка, заплетающая косички»
Cтатуэтка «Мальчик с лошадкой»
Также многие статуэтки посвящены теме гигиены, спорта и закаливания, что было очень актуальным для тех лет («Утро», «Мальчик с полотенцем», «Зарядка», «Юная купальщица»).

В серию входят также статуэтки на тему школы, учёбы, игр («Первый счёт», «Юный гармонист», «Санитарка», «Лыжник», «Первый раз в школу», «Мальчик с собакой», «Дежурная», «Девочка с голубями», «Школьница», «Мальчик с лошадкой», «Мальчик на пляже», «Колыбельная», «Девочка с рыбкой», «Юный садовод», «Юный скульптор», «Девочка с куклой», «Мальчик с шариками», «Дрессировка» и другие).

Сегодня статуэтки из данной серии можно приобрести за суммы от пары до нескольких десятков тысяч рублей, исходя из тиража, варианта росписи, состояния и т.д. К сожалению, даже относительно недорогие статуэтки подделываются, и отличить оригинал от современной копии начинающему коллекционеру не всегда удаётся. Кроме того, покупка может нести такие риски, как скрытые дефекты, некачественная упаковка, утаивание информации о наличии реставраций.
Статуэтка «Юный пограничник с собакой»
Статуэтка «Юная купальщица»
Статуэтка «Лыжник»
В целом, дефекты таких статуэток можно разделить на критичные, сильно снижающие стоимость (крупные сколы, утраты, склейки) и на незначительные (сколы мелких деталей, которые легко восстановить при необходимости, например, на пальчиках). Также встречаются небольшие технологические дефекты глазурования, росписи и обжига, в зависимости от сортности изделия Ленинградского фарфорового завода.

В шоуруме «Однажды» представлены ключевые статуэтки из серии «Счастливое детство». Мы знаем, насколько эта серия любима нашими покупателями, поэтому очень ответственно относимся к их подбору, атрибуции, доставке и упаковке.
Made on
Tilda